Рефераты. Система диалектических категорий Н.А. Костицын p>
Постановка ключевых вопросов

Итогом самостоятельных поисков стала постановка ряда ключевых вопросов, без ответов на которые дальнейшее продвижение было бы невозможно.

. С помощью каких категорий можно описать любое явление Бытия?

. Как отделить первостепенные категории от вторичных и подчиненных?

. В каких отношениях и соотношениях находятся категории?

. На каких принципах основывается построение системы категорий?

Часть 2. Теоретические возможности

Категория - древнегреческое слово, означающее указание, высказывание.
Категории диалектики - это основные понятия, в которых отражаются существенные стороны всеобщей связи и развития природы, общества, мышления.
Категории диалектики - это ступени, узловые пункты познания мира, в которых отражаются взаимосвязь, взаимопереходы и противоречивость предметов и явлений природы, общества и мышления.


2.1 Категории Аристотеля

Первую попытку описать предельные основания бытия предпринял
Аристотель. Попробуем проследить его логику.

1. В первой главе Аристотель ставит проблему соотнесения имен и сущностей обозначаемых предметов. Он разводит одноименное, соименное, отыменное.

. Одноименными называются те предметы, у которых только имя общее, а соответствующая этому имени речь о сущности (logos tes oysias) разная, как, например, dzoon означает и человека и изображение.

. Соименными называются те предметы, у которых и имя общее, и соответствующая этому имени речь о сущности одна и та же, как, например, "живое существо" (dzoon) - это и человек и бык.

. Наконец, отыменными называются предметы, которые получают наименование от чего-то в соответствии с его именем, отличаясь при этом окончанием слова, как, например, от "грамматики" -

"грамматик", от "мужества" - "мужественный".

2. Во второй главе Аристотель разводит сказываемое о предмете и находящееся в предмете. Из того, что говорится, одно говорится в связи , другое - без связи. Одно в связи, например: "человек бежит", "человек побеждает"; другое без связи, например: "человек",

"бык", "бежит", "побеждает".

3. В третьей главе Аристотель вводит понятие рода, как сказуемого и видовых отличий.

4. В четвертой главе Аристотель вводит десять категорий. При категория по Аристотелю, на мой взгляд это ТО самое существенное, что можно сказать о вещи.

Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или
"сколько", или "какое", или "по отношению к чему-то", или "где", или
"когда", или "находиться в каком-то положении", или "обладать", или
"действовать", или "претерпевать". Сущность, коротко говоря, - это, например, человек, лошадь; "сколько" - это, например, длиною в два локтя, в три локтя; "какое" - например, белое, умеющее читать и писать; "по отношению к чему-то" - например, за двойное, половинное, большее; "где" - например, в Ликее, на площади; "когда" - например, вчера, в прошлом году;
"находиться в каком-то положении" - например, лежит, сидит; "обладать" - например, обут, вооружен; "действовать" - например, режет, жжет;
"претерпевать" - например, его режут, жгут. Каждое из перечисленного само по себе не содержит никакого утверждения; утверждение или отрицание получается сочетанием их: ведь всякое утверждение или отрицание, надо полагать, или истинно, или ложно, а из сказанного без какой-либо связи ничто не истинно и не ложно, например "человек", "белое", "бежит",
"побеждает".


Перечень категорий Аристотеля

1. Сущность (сущее) (греч. "подлежащее", hypokeimenon, лат. субстанция, substantia)

2. Количество (лат. quantitas)

3. Соотнесенное (отношение) (лат. relatio)

4. Качество (лат. gualitas)

5. Действие (лат. actio)

6. Претерпевание (страдание) (лат. passio).

7. Место (где) (лат. ubi)

8. Время (когда) (лат. quando)

9. Положение (лат. situs)

10. Обладание (лат. habitus)

Данные категории нельзя в полной мере назвать диалектическими, поскольку Аристотель не во всех случаях подчеркивал их взаимосвязь, дополнительность и противоположность. Однако в одиннадцатой главе он закладывает основы именно диалектической логики, подчеркивая, необходимость наличия противоположностей: «Благу необходимо противоположно зло, здоровью противоположна болезнь, мужеству – трусость».

Для Аристотеля «ясно также, что по природе противоположности относятся к тому, что тождественно или по виду, или по роду: болезнь и здоровье находятся по природе в теле животного, белизна и чернота - просто в теле, а справедливость и несправедливость - в душе человека». А это уже прямой выход на гегелевскую синтетическую категорию.

Кант критикует Аристотеля за бессистемность. «Отыскать эти основные понятия, говорит Кант, было достойно такого проницательного мыслителя, как
Аристотель. Но так как у него не было никакого принципа, то он подхватывал их по мере того, как они попадались ему, и набрал сначала десять понятий, которые назвал категориями. Затем ему показалось, что он нашел еще пять таких понятий, которые он добавил к предыдущим под названием постпредикаментов. Однако его таблица все еще оставалась недостаточной.
Кроме того, в нее включены также некоторые модусы чистой чувственности
(quando, ubi, situs, а также prius, simul) и даже один эмпирический
(motus), которые вовсе не принадлежат к этой родословной рассудка, к тому же в ней среди первоначальных понятий перечислены также некоторые производные (actio, passio), а некоторые из первоначальных понятий не указаны вовсе».

Я же, в свою очередь, хочу оправдать Аристотеля, перед выдающимся немецким классиком. Моя «аристотелеодицея» сводится к двум пунктам:

. Аристотель заложил основы диалектического построения системы категорий, хотя сам ими и не воспользовался и

. Сам Кант использует ту же самую стратегию выделения категорий, анализируя возможные суждения о предметах.

Итак, анализируя и обобщая суждения о предметах и возводя отдельные определения и признаки в ранг категорий, Аристотель предпринимает первую, метафизическую попытку выявить и описать предельные основания бытия.
Однако, остается непонятным насколько этот перечень категорий ПОЛНЫЙ, все ли категории правильно выделены и как они связаны между собой.

2.2 Система категорий Канта

Антитезисом метафизической системе категорий Аристотеля стала система категорий Канта. Аристотель черпал категории извне, из окружающего мира –
Кант изнутри, из познающего субъекта.

Если Аристотель начинал с соотнесения имен и сущностей обозначаемых предметов, то Кант начинает восхождение к категориям через понятия анализа и синтеза.

«Под синтезом в самом широком смысле я разумею присоединение различных представлений друг к другу и понимание их многообразия в едином акте познания. Такой синтез называется чистым, если многообразное дано a priori
(подобно многообразному в пространстве и времени), а не эмпирически. Путем анализа различные представления подводятся под одно понятие…»

Среди условий априорного познания (данность многообразного в чистом созерцании и синтез этого многообразного посредством способности воображения) Кант называет еще и данность понятия, «сообщающих единство этому чистому синтезу и состоящих исключительно в представлении об этом необходимом синтетическом единстве».

Таким образом, Кант выходит на определение чистых рассудочных понятий, позволяющих воспринимать и понимать не только эмпирический, но и рассудочный материал.

Принцип выделения категорий Кантом я условно назвал принципом соответствия типам суждений: «Это деление систематически развито из одного общего принципа, а именно из способности суждения (которая есть не что иное, как способность мышления)». В этом плане Кант не далеко ушел от
Аристотеля. Он лишь назвал принцип и систематизировал категории в соответствии с ним, а сама стратегия или парадигма осталась прежней.

Возьму на себя смелость привести сопоставительную таблицу суждений и категорий, выделенных Кантом.

Соответствие категорий типам суждений

|О логической функции |О чистых рассудочных понятия синтеза |
|рассудка в суждениях | |
|1. Количество |2. Количества: |
|Общие |Единство |
|Частные |Множественность |
|Единичные |Целокупность |
|2. Качество |1. Качества |
|Утвердительные |Реальность |
|Отрицательные |Отрицание |
|Бесконечные |Ограничение |
|3. Отношение |3. Отношения |
|Категорические |Присущность substantia |Самостоятельное |
| | |существование |
| | |accidens |
|Гипотетические |Причинность, причина |Зависимость, действие|
|Разделительные |Общение (взаимодействие между действующим и |
| |подвергающимся действию) |
|4. Модальность |4. Модальности |
|Проблематические |Возможность |Невозможность |
|Ассерторические |Существование |Несуществование |
|Аподиктические |Необходимость |Случайность |

Кант сопровождает свою систему категорий тремя замечаниями.

«Первое замечание: эту таблицу, содержащую в себе четыре класса рассудочных понятий, можно прежде всего разделить на два раздела, из которых первый касается предметов созерцания (как чистого, так и эмпирического), а второй-существования этих предметов (в отношении или друг к другу, или к рассудку).

Категории первого класса я бы назвал математическими. а категории второго -динамическими. Первый класс категорий не имеет никаких коррелятов, их можно найти только во втором. Но это различие должно иметь некоторое основание в природе рассудка.

Второе замечание: каждый класс содержит одинаковое число категорий, а именно три, и это обстоятельство также побуждает к размышлениям, так как в других случаях всякое априорное деление с помощью понятий должно быть дихотомическим. Сюда надо, однако, прибавить, что третья категория возникает всегда из соединения второй и первой категории того же класса.

Так, целокупность (тотальность) есть не что иное, как множество, рассматриваемое как единство, ограничение-реальность, связанная с отрицанием, общение-причинность субстанций, определяющих друг друга, наконец, необходимость есть не что иное, как существование, данное уже самой своей возможностью. Не следует, однако, думать, будто третья категория есть только производное, а не основное понятие чистого рассудка.
Это соединение первой и второй категории, образующее третье понятие, требует особого акта рассудка, не тождественного с актом рассудка в первой и второй категории. Так, понятие числа (относящегося к категории целокупности) не всегда возможно там, где даны понятия множества и единства
(например, в представлении бесконечного); точно так же из того, что я соединяю понятия причины и субстанции, еще не становится тотчас же понятным влияние, т. е. то, каким образом одна субстанция может быть причиной чего- то в другой субстанции. Отсюда ясно, что для этого требуется особый акт рассудка: точно так же обстоит дело и в остальных случаях.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.