Билет№33 История науки и техники. Особенности современной науки Под техникой понимается система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижения челов. культуры. В формах и функциях тех. Средств своеобразно отразились формы и способы воздействия человека на природу. Т.О. техника как «производственные органы общественного человека» есть результат челов. труда и развития знания. Цель и функции техники-преобразовать природу и мир человекав соответствии с целями, сформулированными людьмина основе их нужд и желаний. Люди не могут выжить без своей преобразующей деят-ти. Сл-но, техника-это необходимая часть человеческого существования на протяжении всей истории. Преобразования экю отношений в промышденности и с/х, разработка и внедрения новых технологий, обоснованых наукой – это две стороны единого процесса соц- экономич. развития общества. Техника составляет основу цивилизации, она находится в потоке текущего исторического времени и постоянно прогресирует. Техника яв-тся важнейшим средством обнаружения глубинных свойств сущего, например в медицине, в астрономии, в биологии. Связь науки и техники. НТП Научно-технический прогресс (единственный в своем роде процесс, объединяющий наук, технику, экономику, предпринимательство и управление), признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Научно-технический прогресс – процесс совершенствования средств труда, являющийся исходной основой развития производительных сил общества. НТП выступает в двух формах: эволюционной и революционной. Эволюционная форма предполагает постепенное развитие, а революционная – качественный скачок, переход к новому типу средств труда, основывающийся на новых открытиях науки. Революционная форма НТП – это научно-техническая революция (НТР), которая обусловлена общественными потребностями и уровнем развития производительных сил крупного машинного производства.
Билет№34 Методология познания общественных процессов. Метод – это система принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности. Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы, средство получения и обработки фактического материала. В процессе научного познания используется разнообразные методы. Отличительно особенность философских методов – универсальность. Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине: Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение – установление различие и сходство предметов. Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов. Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот. Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение – наоборот. Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо признаки на основание их сходство других признаках. Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо аналогом. Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция наоборот.
Билет№35 Философия науки как направление иследования и научная дисциплина Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.) -Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия: а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания; б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений; в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки; г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века). Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии. Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь: 1)Помогает формировать новые предметные области научных исследований. 2)Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия. 3)Помогает критически осмыслить полученные результаты. 4)Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия. 5)Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии. 6)Помогает оценить общественную значимость научных результатов.
? Взаимоотношения Ф. и Н. Имеют длительную историю. В античной и средневековой их почти не различали(наука была развита слабо). В Новое время было введено понятия универсальной науки, т.е. философию, а остальные науки считались как части философии-это продолжалось недолго. С одной ст. в филос. среде возникло движении против признания Ф. наукой, т.к. считали (Шопенгауэр, Ницше) она жизненней всякой науки, она есть искусства. С др. стороны чувствовалось давления наук на философию. Ф. имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но на ряду с научным философия обладает также эстетическим и этическим содержанием. Из 4-х совр. Ф. движений (аналитизм, феноменология, герменевтика и постмодернизма)- наиболее продуктивно философией науки занимается аналитизм. Феноменологи разрабатывают общую теорию познания, её влиянияна современную науку пока еще не очень значительно. Герменевтики и постмодернизм, то их влияния сказывается существенно в области гуманитарных наук.
Билет№36 Проблема междисциплинарных исследований, их роль в социальном познании Соц. фил. Вожнейшая область философии направлена на осмысления процессов жизнедеятельности людей в обществе. Соц. Фил. Схожа с общей философией однако она больше направлена на изучения людей, общество. Соц. Фил. анализирует не только отношения общество, людей с окружающей реальностью, но изучает специфические закономерности общественной жизнедеятельности людей, представляет взгляд на мир бытия людей в целом. Объектом познания соц. Фил. Является не весь мир, а только общество как результат взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром, в единстве и разнообразии всех отношений людей взаимосвязанных, случайных и закономерных. Предметом соц. Фил. является знание о целостности общественном бытия, об условиях и факторах его развитие. Все это определяет основную проблему соц. Фил. –что есть общество, какова его природа, закономерностью существования и развития.
В отличие от других общественных наук соц. Фил. Представляет собой познание общественных процессов в целом, жизни людей. В соц. Фил. нет заданных решений, есть определенное поле исследования. Соц. Фил. обобщает материал различных наук стремясь дать общую картину мира общественной жизни людей, выявить свойства различных общественных процессов.
Объектом соц. Фил. и истории и психологии и политологии является общество, но все эти науки различаются по своему предмету. Предметом экономики является знание развития производственных отношений, правоведение – функционирование право политологии – полит. Отношения, т.е. знания о определенной сфере жизни людей, а предметом соц. Фил. являются знания об обществе в целом.
Билет№37 Глобальные проблемы современности Экосистема (от греч. oikos - жилище, местопребывание и система), единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоем и т. п.), в котором живые и косные компоненты связаны между собой обменом вещества и энергии. Эти компоненты образуют экосистемы, выполняющие ряд функций, необходимых для сохранения целостности систем поддержания жизни и продуктивных возможностей окружающей среды. Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является экологическая проблема. Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия системы "общество-природа". Развитие человечества, его производственных сил столкнули человечество с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия системы общество-природа. Человечество, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человечества иного способа мышления, новой формы самосознания - экологического сознания. Это означает, что человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. Другие проблемы: невозможность затормозить тех прогресс, загрязнение. Нарушено ли хрупкое равновесие между природой и человеком. Уничтожение природных ископаемых, пресной воды, лесов, видов животных. Озоновый слой, парниковый эффект, проблема шума. Демографические проблемы. Население растет в геометрической прогрессии, а еда - в арифметической. При этом проблема нехватки населения в развитых странах и переизбытка рождаемости в Африке и Латинской Америке. Вопрос о коэволюции человека и животного. Вынос высоких технологий в космос и загрязнение космоса. Проблема информационного потока. Проблема искусственного интеллекта и механической жизни. Проблемы генной инженерии сейчас вышли на первый план. Нравственные проблемы. В связи с развитием науки встала проблема смерти, ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть человека к жизни? При анализе глобальных проблем важно помнить, что их решение не есть дело простое, а даже опасное. Человечество вступило в эпоху необратимого развития, и предотвращение деградации человечества как элемента биосферы сводится к формированию новой цивилизации. Становится вопрос разработки Стратегии Человека, согласованной со стратегией природы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11