Рефераты. Шпора к канд. минимуму по философии

 БУДДИЗМ НА ЗАПАДЕ


   Пожалуй, ни одна из восточных религий не вызывала у европейцев таких сложных и противоречивых чувств, как буддизм. И это вполне понятно - буддизм как бы бросал вызов всем основным ценностям христианской европейской цивилизации. В нём отсутствовало представление о боге-творце и вседержителе вселенной, он отказался от понятия души, не было в нём и религиозной организации, подобной христианской церкви. А главное, вместо райского блаженства а спасения он предлагал верующим нирвану - полное небытие, ничто. Неудивительно, что человеку Запада, воспитанному на христианских традициях, такая религия казалась парадоксальной, странной. Он видел в ней отклонение от самого понятия религии, образцом которой считалось христианство.

  

 РЕЛИГИЯ ЛИ БУДДИЗМ


   После всего вынесказанного возникает вопрос: а является ли буддизм религией? В самом деле, что же делает его религией, если в нём нет ни такого Бога, как в христианстве, исламе и других монотеистических религиях, ни такой веры в богов, как в политеистических религиях, ни бессмертной души - основы спасения во всех других религиях, нет церкви как посредника между богом и людьми? Тем не менее известно, что буддизм исповедуют большинство народов Азии. Буддизм - религия прежде всего потому, что учит верить в спасение, или, как говорят буддисты, в возможность для человека достичь нирваны. Однако спасает в буддизме не бог; спасение приходит изнутри человека в результате его собственных духовных усилий.


b 20----------

1. Эстетическая сущность художественно-промышленного конструирования.


        см. билет 19.

 Конструирование, его синоним - проектирование (правда с более теоретическим уклоном). Конструируем что-то что будет использоватся, дизайн чего-то, что используется. Билет 19 и 20 не отличаются.


2. Космоцентризм древнегреческой философии. Учение о бытии и познании. Тождественность природы и общества, нравственных и правовых норм.


Космоцентризм и основные понятия античной философии. (Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа).

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет  культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое. мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе.

Космос - (вселенная) мир, мыслимый, как упорядоченное едиство.

Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается, никто не знает. Космос - порядок, понятие предложено Пифагором.

Натурфилософы (Фалес (625-545 до Р.Х Милет) и его ученики Анаксимандp (611-545 Милет), Анаксимен (585-525 Милет)) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы вода, воздух неопределенное вещество - апейрон. Пифагорейцы видели ее в математических атомах; элеаты усматривали основу мира в едином, незримом бытии.

Природа - (возникнуть, быть рожденным) то что существенно для каждого сущего с самого его возникновения. Природа - первоначальная сущность (ядро вещи). Противоположность природе дух.

Логос - (первоначально слово, речь, язык; позже мысль, понятие, разум). У Гераклита (530-470 до Р.Х. Эфес) и стоиков - мировой разум, идентичный с безличной возвышающейся даже над богами закономерность Вселенной. Логос - единый для всего существования закон. По Гераклиту огонь и логос едины. Иногда, уже у стоиков Логос понимается как личность, как Бог.

Эйдос - (образ, вид) понятия идея. Учение об эйдосе - учение о сущности. У Платона (427 –347 до Р.Х.) мир идей, эйдосов - истинное бытие из которого проистекает наш мир, как отражение.

Душа – совокупность побуждений сознания живого существа, особенно человека, тесно связанные с организмом психические явления. Древние представления – дыхание из вне. По Платону, душа является нематериальной и предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией (форма которая осуществляется в веществе) жизнеспособного тела.

Основные представители (до Сократа):

Фалес (625-547 до Р.Х., Милет) – натурфилософ, все проистекает из воды.

Анаксимандр (610-540 до Р.Х., Милет) – айперон (вакуум).

Анаксимен (585-525 до Р.Х., Милет) – воздух.

Пифагор 580-500 до Р.Х., о. Самос) – числа, переселение душ.

Гераклит (530-470 до Р.Х., Эфес) – учение о логосе, борьба противоположностей, все изменяется.

Ксенофан (565-473 до Р.Х., Колофон) – земля произошла из моря, монотеист, скептик; единое и недвижимое –бог (природа).

Парменид (500-400, Элея) – разграничение рационального и чувственного.

Анаксагор (500-428).

Софисты – Протагор(480-410 до Р.Х.) и другие – учителя мудрости. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

 

b 21----------

1. Антиномии, апории и парадоксы в познании, их эвристическая роль.

Антиномии – два суждения проивоположные друг другу, но имеющие правл на существование в виду своей правельности. Кант на этом построил агностицизм.


АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА — в "Критике чистого разума" Канта — противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая учение о разуме как высшей познавательной способности доводящей синтез, начатый еще рассудком, до безусловной законченности, Кант вводит в своей трансцендентальной диалектике понятие "идей разума" (включающих системы психологических, космологических и теологических идей) — идей трансцендентальных. В отличие от категорий рассудка, "идеи разума" представляют собой понятия о глобальных целостностях; мыслимое в них безусловное единство многообразного никогда не может быть найдено в границах опыта, и поэтому чувства не могут дать им адекватного предмета. Однако "драма" человеческого разума, его "судьба", по мысли Канта, состоит в том, что эти универсальные целокупности разум неизбежно будет стараться толковать как предметные, неправомерно применяя идеи разума к тому, что не является чувственно данным. Это, так называемое конститутивное применение трансцендентальных идей, приводит к тому, что разум впадает в заблуждения, "иллюзорные ошибки и видимости", свидетельством чего и являются возникающие при этом, с одной стороны паралогизмы (или, по Канту, "односторонние видимости", когда речь идет о психологических идеях) и А.Ч.Р., с другой стороны. Имеется в виду "двусторонняя видимость", т.е. не одно иллюзорное, а два противоположных утверждения, относящихся друг к другу как тезис и антитезис — в контексте неправомерного применения космологических идей. В соответствии с четырьмя классами ранее выделенных им категорий рассудка Кант выводит четыре антиномии, или четыре группы противоречащих друг другу суждений, касающихся: 1) величины мира, 2) его деления, 3) возникновения и 4) зависимости существования. Они сформулированы им следующим образом: 1) "Мир имеет начало во времени и ог­раничен также в пространстве / Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве". 2) "Всякая сложная суб­станция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое, или то, что сложено из простого / Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей и вообще в мире нет ничего простого". 3) "Причинность по законам природы есть не единст­венная причинность, из которой можно вывести все яв­ления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность / Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам при­роды". 4) "К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность / Ни­где нет никакой абсолютно необходимой сущности — ни в мире, ни вне мира — как его причины". Важно от­метить, что антиномиями Кант считает отнюдь не лю­бые, уже противоречащие друг другу суждения. К их числу могут быть отнесены только те, истинность ко­торых не может быть проверена непосредственно в опыте, т.е. предельно общие, "воспаряющие над опы­том знания", касающиеся мироздания в целом, а также обязательно доказанные суждения. Поэтому сам Кант, выделив антиномии, затем последовательно доказыва­ет тезисы и антитезисы каждой из них, пользуясь при этом так называемой логикой от противного. Лишь по­сле этого он разрешает антиномии. При этом сама про­цедура "разрешения космологической диалектики" по­нимается им как ее радикальное устранение из "мета­физики", прошедшей через горнило "критического ис­следования". В отношении первых двух антиномий (математических) Кант признал ложность как тезисов, так и антитезисов ("Так как мир не существует сам по себе, то он не существует ни как само по себе беско­нечное целое, ни как само по себе конечное целое"). Устранение второй антиномии осуществлялось анало­гичным образом. Что же касается третьей и четвертой антиномий (динамических), то, по мысли Канта, и те­зисы и антитезисы здесь могут быть одновременно ис­тинными, хотя и в разных отношениях, так как они представляют собой "синтез разнородного" — феноме­нов и ноуменов. Кантовская антитетика, представляю­щая собой учение о противоречиях человеческого ра­зума и их роли в познании, сыграла большую роль в истории диалектики, поставив целый ряд проблем пе­ред его непосредственными последователями, и явив­шись, таким образом, мощным импульсом для собст­венно диалектических размышлений всех представите­лей немецкой философии. [См. также "Критика чис­того разума" (Кант).]


ПАРАДОКСЫ (греч. parado­xes — неожиданный) — противо­речия в рассуждении, возникаю­щие при соблюдении его логиче­ской правильности. Понятие «П.» родственно понятиям апории и антиномии. Антиномии делятся на два вида: семантические (по­добные сформулированной еще в античной философии антиномии «Лжец»: «Один критянин сказал: «Все критяне лгут». Что он ска­зал — истину или ложь?» Если его высказывание истинно, то оно должно быть ложным, если же оно ложно, то критянин сказал истину) и П., к к-рым относят формально-логические противоре­чия, вскрытые в кон. 19 в. в тео­рии множеств и математической логике. Напр., открытый Рассе­лом парадокс о множестве всех нормальных множеств, выражен­ный в обычном, естественном языке, может быть описан сле­дующим образом: «Полковой па­рикмахер бреет тех, и только тех, солдат и офицеров своего полка, к-рые не бреются сами. Должен ли он брить самого себя?» И положительный и отри­цательный ответы на этот вопрос оказываются в равной степени доказуемыми. Наличие в рас­суждении (теории) формально­логических противоречий (П.) свидетельствует о научной не­пригодности этого рассуждения. Отсюда возникают проблемы вы­яснения причин появления П. и нахождения способов их устра­нения. Главная причина возник­новения в научном рассуждении П. состоит в сложном диалекти­ческом характере человеческого познания, в противоречивом взаи­моотношении его формы и содер­жания. Универсального пути уст­ранения П. не существует. В ло­гике и математике разработаны способы устранения П. опреде­ленных видов (теория типов, раз­личение языков разных уровней и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.