Рефераты. Шпаргалки по философии. История философии p>самой природе). Эволюц з-н восхожд-я духа, д/чел-обрет нов способа питания
(автотрофн), появл нов органов(возм-ть бескон перемещен. Воскрешение всех погибших, спасение всех. Самовоскреш чел, ради жизни на Земле, на др планетах
Вернадский: принц Дана: направл эволюции("цефализация")-усоверш нервн сист, гол мозга(в эволюц заложена программа, у чел есть энергия, связ с разумом.
Идея ноосферы(разума). ? о бесконечн продлении жизни во Всел, чел-ву нбх осво- бодиться от зверских качеств, истощ-ие биосф. Автотроф-ть-путь к бессмертию
Циолковский: рассел чел в космосе, предпосылки ракетостроен. За жизнью в этой форме стоит сверх жизнь. "Космич" ф-фия панпсихизма(буддизм)-одушевл
Всел, бессмертие атомов, переселяющ в разн орг-мы. Антропоэкокосмизм-космос и социкм д развив взаимно.
Позитивизм: разраб методолог научн познания, призыв к ф-фам отказ от метафиз абстракц, обратиться к исслед позитивн знания. Сущ некая реаль-сть, кот дана чел- ку. 30-40гг 19в(Франц-Огюст Конт, Спенсер, Милль, Лавров). Конт- продолжатель
Просвещ.-з-н о 3 последоват стадиях интеллект эволюции чел-ка:1)Теолог(все явл- я объясн на основе религ представл), 2)Метафизич(замена сверхъестеств факторов в объяснен природы причинами, сущностями. Критич задача: разрушает прежнее, подгот 3 стадию-Позитивная(научн)-критика ненаучн знания, против метафиз(Ар)
Нбх отказ-ся от метафизики, тк она не приспособил к научн знаниям, наука не нуж- дается в ф-фии, д опир сама на себя. 2 преобраз:1)В сфере науки-отказ от метафиз
(претензии науки на раскрыт причин явлений, проникн в их сущность), наука лишь описыв явления, не объясн их(отказ науки от причин-ти-у Конта нет таких крайн выводов(противор в позит-ме). Конт не отказ от ф-фии, "нов ф-фия" д разраб нов методолог, сист научн знаний, д ориентир на отд науки. Кван физ побвинула ньютон, разрушила прежн картину мира. Под ? оказ эмпирич матод(зав-ть от орг чувств, от приборов). Развит др наук(ф-фии остается ? о природе познания, о со- отнош S и объекта. 2)Эмпириокритицизм:борьба с засильем метафиз, осн задача ф-фии не в построен сис знаний, а в созд теории научного знания(возврат к суб ид
Беркл, Юма).3)Неопозитивизм:Шлик, Карнап, Рассел-критика метафиз, ф-фия дб преобраз. Неоднороден. 1 вар-т: логич позит-м: предметом ф-фии не мб т познан, тк ее решения д основыв0ся на метафизике, ф-фия не имеет предмета, она не со- держат наука о к-то реальн-ти, ф-фия-особ способ теоретизир. Задача ф-фии- логич анализ научн высказываний, разраб принципы проверки высказыв в науке на соотв их опыту чел, изъят неосмысленные. Критерий научности-принц верификации выс-

казыв-ий: любое высказыв в науке подлежит опытн проверке на ист-ть.
Молекуляр высказ сост из атомарн, тех, кот мб напрямую сопоставлены с опытом(в соот с фил построен цепи рассужд). Нбх свести молек высказ к атомарн. Не все выск возм- но так проверить, но нбх исходить из того, что верифик всегда логич возможна(в прин0 ципе). Противореч-ть неопозит-ов. Исследов в язык форме. Предпосылки стрктура- лизма-стремлен придать гуманит наукам статус точных.
Постпозитивизм: "аналитич ф-фия", критика неопоз. Пробл методолог, развит тео- рий. Поппер-кон "критич рац-зм"предмет изучения-не высказыв-я, а наука в целом, научн знание-целостное по природе, нельзя разбить на высказ-я, з-ны науки не верифицир-мы, нбх принц фальсификации-опровержение неистинности научн зн от ненаучн. Истинно то, что не опровергнуто опытом. Эмпир знан-уровень науч-

ного. Кун-научн познан осущ не учеными-одиночками, а их сообщ-вом, наука как соц ин-т, единый стиль мышления-парадигмы-признан всеми учеными научн дос- тиж, кот дают им модель постановки проблем и их решений, более низка ступень научн познания-научн теория, кот рожд в рамках парадигмы. Позднее парад-дис-

ципл(принужд к опред поведению) матрицы(сост из упор элементов). Развит науки- скачкообр,революц процесс(смена парадигм), накаплив эмпир мат-ла-"нормальн наука"(причины для сомнений(кризис) (переход к нов парадигме(убежден, вера) и так постоянно, перманентн рев-ция. Лакатос:структ ед-ца-научно-исслед прог- рамма(научн достиж, сдвиг проблем-научн рев-ция), прогрессирует тогда, когда ее теорет рост предвосхищ ее эмпирич рост(предсказ нов фактов).
Фейерабент: принц полиферации(размнож) теорий: учен д стремится созд теории, несовместим с уже сущ-ми(критика(пргогресс науки, кажд ученый м созд свои теории, не подчин никаким рацион нормам, нбх освоб общ-во от диктата науки, отделить ее от гос-ва, представить свои права.
Прагматизм: Пирс-"прагматич максима"-чтобы добиться ясности мыслей о к-л предмете, нбх рассмотреть его следствия, какие ощущ мы можем от него ожидать, эти представления-то, что мы можем уяснить о предмете. Мышлен-не познават процесс, а преодол сомнений, переход к убеждениям. Джемс:"радик эмпиризм"- все попытки познать мир-бессмысленны, знания не имеют объект содержания, нбх их рассм не с тз истинности, а с тз практич пользы. Истинно то, что полезно.
Отождеств опыта и реаль-ти: реаль-ть-хаос случ событий, опыт включ в себя ощу- щения и эмоции. Проблема истины:идея соглас с успехом деят-ти, но истина по-

лезна, когда отражает объект реаль-ть. Иструментализм Дьюи:"проблематическ ситуация"-чел нах-ся в затруднит полож(не объект услов, а внутр неуверенность), он его преодолев благодаря мышлению, использ д/этого полезн ср-ва: понятия,

идеи, теории(орудия). Истина-польза, инструмент успеха.

Герменевтика:(разъясняю, истолковываю). Шлейермахер, Дильтей. Цель герме- невтического понимания-заново повтор акт созд текста, вжиться во внутр мир ист деят-лей. Разл направл-я: сер 20в-философск герменевтика:анализ знач-я гу- манит знания+онтологич проблемы. Феноменология Гуссерля: при исслед прошл культур нбх реконструиров ее "жизн мир", это дает возм-ть понять отд памятники культуры, интенциональн акты сознания. Хайдеггер: языков реальн-ть, единств способ прислушаться к бытию-истолковать то, что говорит сам язык. Гадамер: проблема языка: язык-центр чел бытия, мы окруж языком, разговор, диалог, связ
Я и Ты, смысл имра раскрыв в диалоге, язык-S говорения, имеет цель в самом се- бе. Яз-бесконечен(бескон диалога). Особ вид диалога-ф-фия. "Я" и мир: чел д противост нажиму вещей в мире, возвысится над ними, тогда он б иметь мир(язык.
Рикёр: челов бытие без языка немыслимо, чел личность м себя реализ в диалоге.
Нов метод исслед(д/гуман наук)-понимание(познать не как развив народ, а каков этот народ, каково это гос-во), поним воз-но в процессе диалога. Историч пони- мание, традиция(носитель-язык). Историк подходит к истор тексту, имея пред- рассудок(заданный традицией, в кот он живет и мыслит). Историч познание ог- раничено кругом("гермен-кий круг"-чтобы понять отд слова, нбх предварит-но понять интуитивно целое). Юридич гермен: предрассудок до вынесения приго- вора. Причинность в истории:критика фатализма в истор, не отрицвозм истор возд-я на судьбу чел, прогноз будущ. Неспособн науки и разума познать жизнь, нбх ее познать изнутри, истина ракрыв в диалоге. Вопрос опред смыслов гори- зонт кажд высказыв-я. Бесконечн языка опред бескон-ть истины. Наука не нейт-

ральна, ученый несет отв-ть за свои открытия. Хабермас:"критич герм"-язык не носитель традиции, а выразитель идеол госп-ва, отсутств взаимопоним в общ- ве-рез-т патологии языка.
Фрейд:психоаналит ф-фия. База-психоанализ, лечению неврозов. Изучала яв- ления сознания, как они проявл у здоров чел-ка. Бессознат-е-область чел пси-

хики, бес-ны многие наши желания, прорыв-ся в снах гипнозе, оговорка, описка. Психика чел-взимод 3 уровней: бессознат(гл), предсознат, сознат(инту- иция, надстройка над бессознат. Модель личности-комбинац 3 элем:"Оно"-глу- бинный слой бессозн-го влечения, основа деят-ти индивидов. "Я"-сфера сознат-

го, посредник между Оно и внеш миром. "Сверх-Я"-внутриличностн совесть, посредник между "Оно" и "Я", в силу конфликта между ними. "Сверх-Я"-высш сущ-во в чел-ке, соц запреты власти родителей. Чел психика действ на основе прир инстинктов, влечений, с целью получ наиб удовол-вия. Основа первичн влечений-сексуальн-"либидо"(вся сфера чел любви). "Инстинкт жизни"-эрос,
"инст смерти"-танатос. В удовлетв страстей индивид сталкив с внешн реаль- тью("Оно", в нем выдел "Я", стремящ обуздать влечение пр помощи "Сверз-Я").
Задача психоанализа-помочь чел-ку направить бессознат в сознат русло. Пси- хоанализ мб использ-н д/объяснен общ процессов. Чел не сущ изолированно от др людей, в его психике присутств "Другой", с кот он контактирует. Люди нах в страхе о технич прогресса, он мб использ против них. Невроз-противор между культурой и внутр устремлен, коллективн невроз. Юнг-инстинкты имеют сим- волич природу. Символика(сост часть психики, бессознат выраж формы и идеи- основа представл чел-ка, они способны оформиться в конкр представл, когда проник в сознат). Формальн элемент-"архетипы"-образцы поведения, на основе кот оформл конкр образы, действ инстинктивно, наследственен. Индив бессозн- личностн опыт отд чел(пережив-я, кот утратили сознат хар-р в силу забвения/ подавления), Коллект бесс-общечел опыт, характ для всех рас и народов, про- явл в религ, мифах.
Неофрейдизм: Адлер, Хорни, Фромм. Адлер-индивид из-за дефекта его тел органов испытыв неполноценность, преодолев это чувство, самоутвержд среди других-Сверхкомпенсация-р-ция на неполноценность, вырастают крупн лич- ности. Хорни: побудит мотив поведения-стремлен к безоп-ти, рожд из сост страха, вызвано недостатком уважения. 3 типа направлен-ти повед-я личности:
1)к людям, 2)от людей, 3)против людей. При доминир одного из них образ1) услужлив, ищущ любви и одобрения, 2)отрешиться от общ-ва, 3)агресс, жаж- да престижа, власти-порочн круг. Фромм: в личности нет ничего прирожд-го, все псих проявл-следствие погруженности в соц среды. Гуманизац совр общ-ва
Экзистенционализм:немец, франц, русск, яп, др, религ, секулярн формы экз. между мир войнами, от Сократа и софистов. Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю.
"ф-фия кризиса", разочаров в истории, кризис разума, неустойчивость чел бы- тия, чтобы устоять в этом мире, индивид д разобраться со своим внутр миром.
Пробл чел-ка: чел не инструмент, кот м управлять, он-S. "Чел, пробудись!", противодейст миру. Жизн мир личности- мир дух-ти. Противопост соц и индив бытия. Чел не опред никакой сущностью, такой сущ-ти нет, имеет значение только сущ-е: чел сначала сущ-ет, появл в мире, а потом опред-ся как личность.
Чел-истор сущ-во, пребывающ "здесь и теперь". Чел-временное сущ-во, предназ-

нач к смерти. "Пограничн ситуации"-предельн жизнен обст-ва, в кот пост попад чел, гл погр сит-перед лицом смерти. Погр сит ставят чел перед выбором, гл момент выбора-"за" Бога(путь веры), "против"(бож кара). Секулярн экзистенц:
Заброшенность в мир:чел никем не созда, появл по воле случая, Бога нет, не на сто опереться, Бог умер, в мире нет знамений, чел сам формир себя как личность, выбир те или иные идеалы. Выбирая себя, выбирает всех людей, созд образ чел-

ва(тревога за чел-во. Спос-ть творить самого себя-свобода чел. Чел свободен всегда, свобода сознания, выбора. Деят-ть людей направл внутр побужд-ми, от чел зависит многое, выбор ср-в д/достиж целей(-чел рожд в конкр условиях).
Без свободы нет отв-ти, если чел не свободен-он не отв-нен за свои действия.
Неотомизм: Ватикан. Офиц ф-фия-томизм. Жильсон, Маритен-экзистенц нео- том. Открытость миру, внимание к внутр миру чел. Бытие в 2 асп: сущность, существование(пережив-е чел своей бренности). Многообраз вешн мира-много- образ S, чел-центр мироздания, Бог и сам он поним себя как S, др предстает как объект. Высш тип познан-чувств. Познават спос-ти чел-интеллекции. Высш ин- ция-сверхрацион, интуитивн, обращ к Богу. Интуиция-сфера субъект-ти чел-ка, в этой сфере-связь с Богом.Антропология: чел сост из души и тела, чел не облад свободой как единица чел рода, но акт своб воли(выбор) делает чел сопричаст-

ным Богу. Культура: христ ценности средневек. Чел реализ все спос-ти в тво- рении культуры. Цель-освоение прир, соверш знания, стремлен к самореализ, чел м это осущ только в единении с Богом. Будущ европ культуры-интегральн гуманизм(христ+гуманист начала в истории). Гуманизм: 1)Теоцентрич(христ конц Бога-гум-зм средневек, в Нов вр-центр смещ к чел-ку, Ницше пишет о смерти Бога, цель в себе, атеизм). 2)Антропоцентрич(ошибка)("град земн" как связь чел и природы, без связи со свящ-ым)-чел-цент чел-ка(всех вещей, атеистич гум-зм(коммунизм)(Маритен. Идеал-интегральн гум-зм-гум, ори- ентир на реализ заботы о чел-ке, свобода выбора личности, ни при, ни гос-во не м покуш-ся на личность. Обновл дух и моральн жизни, обновление христ- ва, поворот к соц-му-объед ценностей христ-ва и соврем чел-ка.
Персонализм: центр-личность, ее свобода. Лакруа, Мунье. Обновл христ-ва, больш открытость миру, с целью возд-я на него., автономия от религии от гос-ва, общ жизни, терипимость к иным мировозз. Проблема чел-ка: чел-к включен в конкр миз ситуацию(семья, окруж), в конк обст-вах происх его персонализац, степень персонал опрде-ся свободой(выбор). Сущность чел-ка- контакт с миром-вовлечение(акт деят-ть чел, основа проявл-я его личности).
Вовлечение:экстериоризац(взаимод с внешн миром), интериоризац(сосредот на внутр), внешн и внутр мир взаимосвяз. Основа вовлеч-труд, дающ уверен- ть в себе, высш тип чел деят-ти-творч-во. Вовлеч невозм-но без коммуникат- ти личности(открытие в себе другого, основание-любовь, другой-соверш-во).
Вовлеч способств самопреодоление, движ к Богу, через опыт. Т познан: поз- нание происх в вовлечении, не безразличие, а пост заинтересован-ть м при- вести к пониманию. Критика капитализма, стремление к наживе.

Шеллинг: 1натурф-фия-диалектика. Природа-дуалист процесс, эволюц неорг и орг материи, внутр единство природы. "Одиссея духа". Цель прир-порожд жизни, познать саму себя. При процессы-взаимн противоп сил и единство этих начал. З-н отриц отриц. 2 Мышление: разум способен к познаванию, не опир на умозакл путем интеллект интуиции(единство сознат и бессознат деят- ти). 3Трансцедентн ф-фия: сознание(самосознание. Познание субъект мира.
Субъективн-непосредст созерцание разумом сути вещей, способен гений. Тран идеал-объект идеализм, основан на принятии тожд-ва духа и природы. Дух- сверхчел разум, сознание Бога. Абс разум-свопад все противоп, порожд Все- ленную, безразличие духа и природы. 4Ф-фия тожд-ва: (ф-фии откровения.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.