Рефераты. Рудольф Штейнер "Истина и наука"

И мы думаем, что мы действительно показали, что все споры мировоззрений происходят от того, что люди стремятся приобре­сти знание об объективном (вещь, "я", дознание и т. д.) без предварительного точного знания о том, что единственно может дать разъяснение о всяком другом знании: о природе самого знания.

8 Практическое заключение


Положение пашей познающей личности по отношению к объективно­му существу мира - вот что мы стремились выяснить посредством предыдущих соображений. Что означает для нас обладание позна­нием и наукою? Вот тот вопрос, ответа па который мы искали.

Мы видели, что в нашем знании изживает себя самое внутреннее ядро мира. Закономерная гармония, которою управляется вселенная, выявляется в человеческом познании.

Поэтому призванием человека является водворение основных мировых законов, которые вообще управляют всяким существованием, но никогда бы сами не достигли существования, в область являющей­ся действительности. В том и заключается сущность знания, что в нем проявляется никогда не находимое в объективной реальности основание мира. Паше познание, выражаясь образно есть постоян­ное вживание в основание мира.

Такое убеждение должно также бросать свет на паше практическое жизнеописание.

Наш образ жизни по всему своему характеру обусловлен нашими нравственными идеалами. Это идеи, которые мы имеем в жизни о наших задачах, или, другими словами, которые мы создаем о том, что мы должны совершать через нашу деятельность.

Наша деятельность есть часть общего мирового процесса. Тем самым она также подчинена общей закономерности этого процесса. Когда где-нибудь во вселенной возникает процесс, то в нем нужно различать двоякое: внешнее течение его в пространстве и времени и внутреннюю закономерность этого течения.

Познание этой закономерности для человеческой деятельности есть только особый случай познания. Выведенные нами воззрения о природе познания должны быть, таким образом, применимы и здесь. Итак, познать себя как действующую личность - значит, обладать для своей деятельности соответствующими законами, то есть нрав­ственными понятиями и идеалами как знанием. Когда мы познали эту закономерность, тогда и наша деятельность становится нашим делом. Закономерность тогда не дана нам как нечто, что лежит вне объекта, над чем совершается процесс, но как содержание самого за­нятого живым деланием объекта. Объект в данном случае есть наше собственное "я". Если это последнее действительно проникло свою деятельность, согласно ее сущности, познанием, тогда оно в то же время чувствует себя и ее властелином. До тех пор, пока этого не - происходит, законы деятельности представляются нам как нечто чу­ждое; они владеют нами; то, что мы совершаем, мы совершаем под принуждением, которое они на нас оказывают. Когда они превраще­ны из такого чуждого существа в изначально собственное делание нашего "я", тогда это принуждение прекращается. Принуждающее стало нашей собственной сущностью. Закономерность властвует уже более не над нами, но в нас, над исходящей из нашего "я" деятельно­стью. Осуществление какой-нибудь деятельности при помощи стоя­щей вне осуществителя закономерности есть акт несвободы, а то же осуществление через самого осуществителя - акт свободы. Позна­вать законы своей деятельности, значит, сознавать свою свободу. Процесс познания, согласно нашим рассуждениям, есть процесс раз­вития к свободе.

Не вся человеческая деятельность носит этот характер: Во мно­гих случаях мы обладаем законами нашей деятельности не как зна­нием. Это есть несвободная часть нашей деятельности. Как противоположность ей стоит та часть, где мы вполне сживаемся с этими законами. Это - свободная область. Лишь поскольку наша жизнь принадлежит ей, можно называть ее нравственной. Превращение первой области в таковую же с характером второй есть задача вся­кого индивидуального развития, как и всего человечества.

Самая важная проблема всякого человеческого мышления следу­ющая: понять человека как основанную на себе самой свободную личность.

Приложение 1


РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР

(биографические данные)


1861

25 февраля Рудольф Штейнер родился в Кральевиче, Австро-Венгрия (ныне - Югославия), в семье желез­нодорожного служащего. Его родители происхождени­ем из Нижней Австрии. Детство и юношество Рудольфа Штейнера прошли в различных местах Австрии.

1872

Учеба в реальном училище в Винер-Нойштадте до вы­пускного экзамена в 1879 г.

1879

Поступление в Венский Политехнический институт (изучение математики, естественных наук, а также ли­тературы, истории, философии). Работа над трудами Гете.

1882

Начало писательской деятельности.

1882-1897

Издание естественнонаучных трудов Гете (5 томов) в серии "Немецкая национальная литература" (издатель Крюшнер).

1884-1890

Работает как частный учитель в Вене.

1886

Работает в числе сотрудников большого собрания со­чинений Гете ("Издание Софии"). Опубликован Очерк теории познания, основанной на мировоззрении Гете.

1888

Издает "Немецкий еженедельник" в Вене. Делает до­клад в Венском Обществе Гете: "Гете как родоначаль­ник новой эстетики".

1890-1897

Веймар. Сотрудник Архива Гете и Шиллера.

1891

Защита докторской диссертации по философии в уни­верситете в Ростоке (в 1892 г. диссертация опубликована в расширенном варианте под названием Истина и наука).

1894

Философия свободы.

1895

Фридрих Ницше, борец против своего времени.

1897

Мировоззрение Гете. Переезд в Берлин. Издание "Литературного журнала" и "Драматического листка".
Участие в работе различных творческих и литератур­ных обществ.

1899-1904

Преподавательская работа в Берлинской рабочей школе В. Либкнехта.

1900-191

Миро - и жизневоззрения XIX столетия (в 1914 г. эта книга издана в расширенном виде как Загадки философии). Начало антропософской лекционной деятельно­сти по приглашению Теософского Общества в Берлине. Мистика на заре духовной жизни Нового времени.

1902-1912

Развитие антропософии. Постоянные лекции в Берлине и в разных городах Европы. Мария фон Сиверс (с 1914 - Мария Штейнер) становится постоянным со­трудником Рудольфа Штейнера.

1902

Христианство как мистический факт и мистерии древности.

1904-1905

Теософия. Как достигнуть познания высших миров? Из летописи мира, Ступени высшего познания.

1910

Очерк тайноведения.

1910-1913

В Мюнхене - постановка четырех драм-мистерий.

1911

Духовное водительство человека и человечества.

1912

Антропософский календарь души: недельные изречения, Путь самопознания человека.

1913

Отделение от Теософского Общества и основание Ан­тропософского Общества. Порог духовного мира.

1913-1923

Строительство здания первого Гетеанума в Дорнахе (Швейцария).

1914-1923

Работа в Дорнахе и Берлине. Курсы в разных городах Европы по искусству, педагогике, естествознанию, соци­альным вопросам, медицине, теологии. В 1912 г. создано новое искусство движения - эвритмия.

1914

Загадки философии.

1916-1918

О загадке человека, О загадках души, Духовный облик Гете

1919

Разработка идей о трехчленности социального орга­низма. Основные черты социального вопроса. Осенью в Штуттгарте основана Свободная вальдорфская школа, которой Р. Штейнер руководил до своих последних дней.

1920

Начало первых курсов Антропософской Высшей школы в еще недостроенном Гетеануме.

1921

Основание еженедельника "Das Goetheanum".

1922

Космология, религия и философия. В Новогоднюю ночь 1922/23 гг. деревянное здание первого Гетеанума полностью сгорело при пожаре.

1923

Непрерывная лекционная деятельность, в разъездах. На Рождество 1923 г. - новооснование Всеобщего Антро­пософского Общества под руководством Р. Штейнера.

1923-1925

В еженедельных выпусках начата публикация неоконченной автобиографии Мой жизненный путь, а также Антропософских ведущих положений. В соавторстве с Итой Вегман: Основы для расширения искусства вра­чевания.

1924

Пик лекционной деятельности. Многочисленные докла­ды по различным направлениям. 28 сентября - послед­нее обращение к аудитории членов Антропософского Общества. Начало заболевания.

1925

30 марта Рудольф Штейнер скончался в Дорнахе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.