Рефераты. Роль убеждения и воли в научном познании

Чтобы уловить основную закономерность в чрезвычайно сложной картине деятельности многих тысяч научных работников, необходимо подойти к анализу научной деятельности с точки зрения принципа развития. Применяя этот принцип, можно обнаружить, что познание объективных законов данной предметной области проход в следующие основные стадии [1;c.234]:

– эмпирическое исследование;

– нефундаментальное теоретическое;

– умозрительное;

– фундаментальное теоретическое.

Возникают вопросы: почему таких стадий именно четыре, и почему именно такова их последовательность? Как известно, конечная цель исследования заключается в объяснении и раскрытии сущности наблюдаемого класса явлений. Но предварительным условием объяснения явлений служит их описание. Эту задачу решает эмпирическое исследование, и поэтому научное исследование должно начинаться именно с него. Объяснение, однако, может даваться двумя существенно разными способами – с помощью старого и с помощью нового знания. Поэтому теоретическое исследование бывает двух существенно разных типов [1; c.234]:

– тип, который позволяет достичь объяснения нового эмпирического знания с помощью старого теоретического знания (нефундаментальное теоретическое исследование);

– тип, который достигает этой цели лишь с помощью нового теоретического знания (фундаментальное теоретическое исследование).

Поскольку принципиально новое теоретическое знание не может быть получено ни путем индуктивного обобщения опытных данных, ни путем дедуктивного вывода из старого теоретического знания, приходится для его построения прибегать к помощи творческого воображения, то есть к умозрительным комбинациям (фантазии, догадке, «интуиции» и тому подобное).

Следовательно, после того, как изучаемая предметная область описана, вначале делается попытка объяснить ее с помощью старого теоретического знания (имеющегося в информационной области исследователя). Этот путь наиболее простой, и (согласно принципу развития применительно к процессу исследования) его надо испробовать, прежде чем прибегать к более сложному пути. Обращаться сразу к фундаментальному исследованию было бы так же неразумно, как применять для лечения начинающейся болезни самое сильнодействующее лекарство, не попробовав предварительно более слабое. Только когда на указанном пути не удастся достичь успеха, приходится обращаться к сильнодействующим средствам, то есть к поиску принципиально новых идей (умозрительное исследование). После того как такие идеи выдвинуты, их можно попробовать применить для объяснения нового эмпирического знания (фундаментальное теоретическое исследование).

Целью эмпирического исследования является, возможно, более точное описание опытных данных, относящихся к изучаемой предметной области. Оно прочно стоит на почве фактов. Напротив, умозрительное исследование стремится выйти за рамки известных опытных данных, абстрагироваться от фактов и уйти в мир подчас необузданной фантазии. Нетрудно заметить, что цель умозрительного исследования прямо противоположна цели эмпирического исследования, фундаментальное же теоретическое исследование ставит своей задачей согласовать результаты обеих стадии исследования, то есть преодолеть глубокое противоречие, существующее между ними.

Из сказанного ясно, что, вопреки традиционному представлению, эмпирическому исследованию противоположно исследование не теоретическое, а умозрительное. Именно по той причине, что у умозрительного и теоретического исследования существенно разные цели, первое не может быть «составной частью» второго. Стадии эмпирического и умозрительного исследования являются подготовительными этапами для теоретического исследования [1; c.236].

Обратим теперь внимание на то, что принцип развития применим не только к научному исследованию в целом, но и к каждому его этапу в отдельности. Это значит, что каждое из рассмотренных четырех видов исследования представляет собой «цепочку» специфических и притом закономерно усложняющихся процедур.

Уровень эмпирического исследования характеризуется последовательным переходом от наблюдения к измерению, затем к статистической обработке результатов измерений, индукции, интерполяции, аналогии и так далее вплоть до использования метода проб и ошибок и осуществления полной систематизации и классификации фактов, относящихся к изучаемой предметной области (построение так называемой феноменологической конструкции).

На уровне нефундаментального теоретического исследования вначале изучаются научные тексты (подготовленные разными поколениями ученых), затем методом дедукции из старых фундаментальных теоретических законов выводятся новые частные теоретические законы, объясняющие новое эмпирическое знание (строятся фрагментные теории, то есть новые разделы старой теории). Дальнейшее развитие нефундаментального теоретического исследования предусматривает построение разного рода комплексных теорий и, наконец, так называемой гибридной теории, пытающейся объяснить новое эмпирическое знание с помощью комплекса старых теорий, но при этом приводящей к особого рода внутренним противоречиям (теоретическим парадоксам) [1; c.237].

Умозрительное исследование начинается с процессов создания новых идеализированных образов в информационной области исследователя, затем следует построение умозрительных моделей (моделирование), далее – их обобщение до уровня умозрительных понятий (конструктов), выдвижение на основе таких конструктов некоторых принципов и построение с помощью последних особой дедуктивной системы (умозрительной концепции). Завершается умозрительное исследование сравнительным анализом разных умозрительных концепций, построенных в информационной области исследователя, с точки зрения их логической непротиворечивости и выделением из множества всевозможных концепций подмножества непротиворечивых («осмысленных»).

Наконец, фундаментальное теоретическое исследование начинается с выбора из множества умозрительные принципов ограниченного их подмножества в качестве исходных принципов новой фундаментальной теории (построение теоретической программы). Далее на основе теоретических принципов выбирают из множества знаковых структур, содержащихся в информационной области исследователя, владеющего не только естественным, но и искусственным языком, некоторую структуру как форму выражения нового фундаментального теоретического закона (построение теоретической схемы). Затем начинается дедуктивное развертывание схемы, то есть получение дедуктивным путем из общего закона частных теоретических законов двух родов: объясняющих известные эмпирические законы, установленные на уровне эмпирического исследования; предсказывающих новые эмпирические законы. Дальнейшее развитие фундаментального теоретического исследования предполагает осуществление процедур семантической, эйдетической и эмпирической интерпретации новых частных теоретических законов (проведение мысленных экспериментов и превращение тем самым теоретической схемы в теоретическую гипотезу). Завершается фундаментальное теоретическое исследование переходом от мысленного эксперимента к реальному и сопоставлением предсказываемых теорией новых эмпирических законов с законами, полученными в результате эксперимента (подтверждение или опровержение гипотезы, то есть превращение ее в рамках изучаемой предметной области и используемых приборов в истинную или ложную теорию).

Таким образом, мы вновь возвращаемся к эмпирическому исследованию, но на новом уровне, а затем весь процесс исследования повторяется, приводя в дальнейшем к построению более общей фундаментальной теории, относящейся к более широкой предметной области.


2.3 Результаты научного исследования


Общим результатом научного исследования является научное знание. Принцип развития в применении к исследованию означает развитие не только познавательных процедур, но и видов научного знания, получаемых с их помощью. Виды знания нельзя ни отрывать от соответствующих процедур, ни отождествлять с последними. Исходя из логики развития исследования, легко получить следующую естественную классификацию основных видов научного знания [1; c.238]:

– эмпирическое;

– нефундаментальное теоретическое;

– умозрительное;

– фундаментальное теоретическое.

Развитию подвержен и каждый из этих основных видов знания, рассматриваемый в отдельности. Последовательными ступенями в развитии эмпирического знания являются эмпирический факт, эмпирический закон и феноменологическая конструкция. В развитом научном исследовании «факт» имеет не только качественную, но и количественную сторону и оказывается результатом измерения и последующей его статистической обработки (то есть представляет собой некоторое статистическое резюме). Более высокой ступенью развития эмпирического знания выступает эмпирический закон. Устойчивая (повторяющаяся) зависимость между фактами устанавливается обычно с помощью операций индукции, интерполяции и аналогии. Высшей формой развития эмпирического знания, относящегося к изучаемой предметной области, является феноменологическая конструкция, которая представляет собой дедуктивную систему, построенную на основе фундаментального эмпирического закона, дающего естественную систематизацию и классификацию нефундаментальных эмпирических законов. Такая конструкция содержит только эмпирические понятия и потому не является теорией, вопреки утверждениям эмпириокритиков. Отождествление феноменологической конструкции с теорией приводит к логическому противоречию: получается, что возможна теория без теоретических понятий. Построение феноменологической конструкции является конечным результатом эмпирического исследования (в данной предметной области) потому, что только она придает эмпирическому знанию об изучаемой предметной области (то есть описанию последней) целостный характер [1; c.239].

Основными ступенями развития нефундаментального теоретического знания являются фрагментная, комплексная и гибридная теории. Особый интерес в развитии научного знания представляет умозрительное знание. Последовательными ступенями его развертывания являются умозрительное представление («модель»), умозрительное понятие («конструкт»), умозрительный принцип и умозрительная концепция. С первого взгляда кажется, что «умозрение» и «знание» несовместимы: ведь знание всегда о чем-то, а умозрение как будто бы ни о чем. Такое впечатление, однако, рассеивается, если учесть, что умозрительное знание тоже всегда знание о чем-то, но это «что-то» в изучаемой предметной области может существовать или не существовать или его существование может быть проблематичным. Например, если изучается совокупность планет в окрестностях какой-нибудь далекой звезды, то понятие о сфинксах и кентаврах, обитающих, возможно, на некоторых из этих планет, является умозрительным знанием.

Поскольку конечной целью научного исследования в изучаемой предметной области является построение новой фундаментальной истинной теории, то фундаментальное теоретическое знание оказывается наиболее сложной формой научного знания, и его построение невозможно без предварительного построения всех других, более простых форм знания. Последовательными этапами развития фундаментального теоретического знания являются [1; c.239]:

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.