|
Примечание: * - класс-источник указан в общем виде с указанием пути его возникновения.
Как видно из таб. 1 практически все содержимое сознания является определенным объектом имеющим свой класс-источник в бессознательном, а в нем, для некоторых объектов сознания, класс-источник формируется на основе данных сенсорных систем и рецепторов организма.
Для анализа объектов сознания и их класс-источников целесообразно использовать широко применяемое в программировании понятие пути. Это понятие не только отражает установленный детерминизм, но и позволяет проследить различные связи в структуре сознания и бессознательного. Что даст возможность установить положение каждого исследуемого объекта в общей структуре психики, а также вскрыть наличие пока неизвестных объектов как в сознании, так и в бессознательном.
Уже на данном этапе необходимо ввести удобное для использования понятие среда сознания. Под средой сознания будем понимать все множество объектов сознания. Тут же оговоримся, что кроме объектов в сознании ничего нет. Эффект целостности среды сознания реализуется SC-объектом.
Кроме этого следует говорить о сложности объекта сознания. Обладая собственной динамикой объект постоянно изменяется. Наиболее яркий пример это I-объект. Сложность подразумевает наличие некоторой структуры у самого объекта. Назовем элемент структуры объекта каналом. Каждый канал будет содержать некоторый поток задач. Задача это наименьшая структурная единица канала.
Введение каналов обусловливается рядом психологических явлений памяти. К ним относятся:
1. Вспоминание (появление в среде сознания) конкретного факта, через некоторый промежуток времени (часы, дни, недели, месяцы) после утомительных попыток его вспомнить.
2. Наличие непроявленной но уже готовой к отображению в среде сознания информации, что встречается при вспоминании, образов например (последовательная смена), феномена эйдетической памяти, при речи, когда в конкретный момент времени в среде сознания имеется не весь текст речи на 2 часа лекций, например, а только часть. Остальной же текст подгружается постепенно.
Отсюда становится понятной структурирование канала на задачи. Например, вы что-то пытаетесь вспомнить. Не вспоминается. Но вам это нужно вспомнить. Таким образом в фоновом режиме запускается канал. Поскольку пока ничего не вспоминается (а система-то обрабатывает канал), вы продолжаете мыслить. Иначе говоря имеется текущий канал, обрабатываемый в реальном режиме. Через некоторое время вы вспоминаете то, что нужно (обработка фонового канала завершена и данные из фонового канала переданы в текущий канал). У текущего канала имеются собственная структура он как уже было сказано состоит из задач. Например, обычная речь на знакомую вам тему это работа текущего канала I-объекта. Задачами этого канала является мгновенно вспоминаемые вами сведения. Вдруг вы вспоминаете то, что хотели вспомнить некоторое время назад здесь происходит встраивание в текущий канал задачи с более высоким приоритетом.
Приведенное выше описание нуждается в своей логической доработке в символическом и алгоритмическом виде, что требует значительного количества времени. Возможности настоящей курсовой работы не позволяют сделать это.
Взаимосвязь объектов сознания происходит в пределах среды сознания на трех уровнях:
- объектном,
- канальном,
- задач.
Данная взаимосвязь большей частью имеет иллюстративный характер, что хорошо устанавливается при интроспекции и рефлексии, и, по-видимому, является результатом активности SC-объекта. Учитывая бессознательный источник возникновения объектов сознания, указанные взаимосвязи также имеют бессознательную природу.
В изучении топологии объектов сознания в психологии пока еще не сделано ни шагу. Это вызвано двумя причинами:
1. Эффектом целостности среды сознания.
2. Стандартным методическим подходом в психологии к исследованию сознания.
некоторые механизмы бессознательного
Если сознание в какой то мере доступно для исследования, то бессознательное психическое до настоящего времени является гигантским черным ящиком. Образно говоря, мы даже не знаем как этот ящик выглядит!
Каким же бессознательное проявляет себя, чтобы его можно было изучать? Имеется единственный, пока доступный, способ изучать бессознательное через сознание, разрабатывая соответствующие методики и ставя эксперименты.
Вообще, сведения о бессознательном складывается из следующих источников:
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.