Рефераты. Проблема бытия в философии

Причину нужно отличать от повода – внешнего толчка, способствующего проявлению причины. Например, повод – убийство австрийского эрцгерцога в Сараево – привел в действие причины Первой мировой войны.

Диалектический и механистический детерминизм. Детерминизм – это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обуславливают друг друга. Причина, обусловленность бесконечны: не может быть ни первой (т.е. беспричинной) причины, ни последнего (т.е. беспоследственного) следствия.

Диалектический детерминизм исходит из признания многообразия типов причинных связей в зависимости от характера закономерностей, действующих в данной сфере явления. Он несовместим с механистическим детерминизмом, который трактует все многообразие причин лишь как механическое взаимодействие, не учитывая качественного своеобразия закономерностей различных форм движения. Классик механистического детерминизма П. Лаплас сформулировал его так: «Если бы существовал ум, осведомленный в данный момент о всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором». Однако, с таких позиций нельзя объяснить, например, закономерности поведения микрочастиц, биологические явления, психическую деятельность, общественную жизнь.

Необходимое и случайное. Люди давно подметили, что события в природе и обществе совершаются с неумолимой силой («нельзя повернуть историю вспять»). Необходимость – это существенная черта закона. Она бывает, как и закон, внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерна для единичного объекта или множества объектов; как и закон, бывает динамической или статической.

Из правильного положения о причинной обусловленности природы и общества нередко делали неверные выводы, что в мире есть только необходимость, а случайных явлений нет. Однако случайность – это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может произойти так, но может произойти и иначе. В окружающем мире и в жизни людей совершаются и необходимые, и случайные события, и отрицать случайность нельзя.

Неверно думать, будто явления могут быть только необходимыми либо только случайными. Диалектика необходимости и случайности состоит в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Случайности оказывают влияние на ход развития необходимого процесса, ускоряя или замедляя его и сами превращаясь в необходимость.

Возможность, действительность и вероятность. В широком философском смысле действительность – это природа и всемирная история, человек и его разум, материальная и духовная культура, это единство сущности и явления, внутреннего и внешнего, необходимого и случайного, единичного и общего, причины и следствия, это окружающий нас мир во всем его красочном многообразии. Действительность в смысле непосредственного бытия – это то, что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. Возможность – это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, т.е. стать действительностью, при определенных условиях. Чтобы возможность перешла в действительность, необходимы два фактора: действие определенного закона и наличие соответствующих условий. В природе этот процесс происходит в целом стихийно. Совсем иное дело в человеческом обществе: историю делают люди, и многое зависит от их воли, сознания, активности.

Вероятность – это мера возможности, степень реализации данного события при данных условиях и при данной закономерности. Стопроцентная вероятность и есть необходимость, это полная достоверность события. Отсутствие вероятности – полная недостоверность, или невозможность события. Объективную связь между внутренними и внешними сторонами вероятности выражает закон больших чисел: совокупное действие большого числа случайных факторов приводит при некоторых весьма общих условиях к результату, почти не зависящему от случая. То есть, каждое событие есть равнодействующая необходимых и случайных причин.

Противоречие. Диалектическое противоречие – это наличие в объекте альтернативных сторон, свойств, моментов, тенденций, которые в то же время предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Диалектическая противоположность – это сторона противоречия. Диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их «борьбу». Предельным случаем противоречия является конфликт. Понятие противоречия относительно, поскольку в мире нет развивающегося объекта, в котором нельзя было бы найти альтернативных свойств, моментов, тенденций.

Противоположности могут приходить в столкновение лишь постольку, поскольку они находятся в связи, образуя целое, в котором один момент необходим так же, как другой. Развитие предметов, таким образом, есть раздвоение противоречивого единого на противоположности, «борьба» между ними и разрешение противоречий. Про этом единство противоположностей, выражая устойчивость объекта, оказывается относительным, преходящим.

Характер противоположностей зависит от специфики его сторон и условий, в которых разворачивается их борьба. Различают противоречия:

-         внутренние (противоречия противоположных сторон внутри данного объекта) и внешние (противоречия противоположностей, относящихся к разным объектам);

-         антагонистические (противоречия между непримиримо враждебными социальными группами) и неантагонистические;

-         основные и неосновные;

-         главные и неглавные.

Отрицание и идея прогресса. Возникают, существуют миллиарды лет, а затем погибают звезды, сменяют друг друга геологические эпохи в истории Земли. Возникают и исчезают виды растений, животных, поколения людей, нормы общественной жизни. В каждом предмете, процессе происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенденций. В итоге она приводит к отрицанию старого и возникновению нового, содержащего в себе свои противоречия. Без отрицания старого невозможны рождение и созревание нового, а стало быть, невозможен процесс развития.

Как условие развития, отрицание есть вместе с тем и утверждение: оно предполагает преемственность в развитии. Развитие есть там, где новое прерывает существование старого, вбирая из него все положительное, жизнеспособное. А удержание положительного и есть «непрерывность в прерывном», преемственность в развитии, разумная традиция. Из старого удерживается то значимое, без чего невозможно дальнейшее развитие системы. Но развитие идет не по одному какому-либо пути, а по бесчисленному множеству направлений. Этим и обуславливается бесконечное многообразие форм существования материальных форм и явлений. Развитие – это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным рядом витков. В процессе развития происходит как бы возврат к ранее пройденным ступеням, но только уже в новой форме повторяются некоторые черты уже отживших и сменившихся форм. Процесс познания иногда повторяет уже пройденные циклы, но всегда на новой основе.

Общими критериями прогресса являются совершенствование, дифференциация и интеграция элементов системы. Сущность прогресса состоит в расширении возможностей дальнейшего развития.

Заключение.


Из всего изложенного логически следует вывод, что поиск первоначал, первооснов бытия никогда не был для философии некой интеллектуальной самоцелью. Он всегда движим острейшей практической и мировоззренческой потребностью: уяснить место человека в мире, величие и ответственность человеческих деяний, найти «земные» основы такого величия, земные же условия и пути его достижения.

Форма организации материи, к которой принадлежит человек, весьма специфична, это – материя, обладающая сознанием как духовным регулятором жизнедеятельности. Данное обстоятельство послужило источником идеалистических представлений о субстанциальной основе человека и окружающего его мира. В процессе развития представления философов о бытии человека и мира пришли от космоцентризма через теоцентризм к антропоцентризму. Но изыскания еще не завершены, поскольку нет одного, точно определенного, всеобъемлющего представления о том, что же такое реальность, жизнь, бытие.

Постижение категорий бытия, раскрывавшейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии. Атрибуты бытия (движение, пространство, время) абсолютны. Но поскольку это формы движущейся материи, то они относительны, они обусловлены ею, как форма своим содержанием, и каждый уровень движения материи характеризуется своей пространственно-временной структурой, составляет определенную иерархическую систему бытия, достаточно сложную в своем развитии по пространственно-временным характеристикам и отражающуюся на восприятии человеком мира в целом.

Признания универсальности и уникальности человека недостаточно в мировоззренческом плане, если оно не дополняется признанием универсальности и уникальности внечеловеческих разновидностей бытия. Такая, казалось бы, человекомерная трактовка бытия оказывается при более пристальном рассмотрении отнюдь не антропоморфной. Дело в том, что современная наука, в том числе и философия, вышла на обоснование уникальности каждого индивида, а соответственно, и существования этого индивида, то есть бытия.

Наверное, нет и не будет ни одной проблемы, которую бы философия решила однозначно раз и навсегда. Ветры новых времен по-новому «поворачивают» устоявшиеся представления и, казалось бы, давным-давно исчерпавшие себя проблемы. Вот почему философия не сводится ни к одной из своих разновидностей, сколь бы разработанной и всесторонней она ни была. Философия – это история философии, это ее наследие за много веков, и к этому наследию человечество обращается вновь и вновь в поисках ответов на вечные вопросы бытия.


Список литературы



1.       История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994 г.

2.       Мир философии. Ч. 1. – М., 1991 г.

3.       Современная западная философия. Словарь. – М., 1993 г.

4.       Спиркин А. Г. Философия: учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2003 г.

5.       Философия. Учебник для вузов. – Ростов н/Д: «Феникс», 1996 г.

6.       Философия. Учебное пособие для студентов вузов / под ред. Ю. В. Осичнюка, В. С. Зубова. – К.: «Фiта», 1994 г.

7.       Философский словарь. – М.: Политиздат, 1987 г.

8.       Хайдеггер М.  Время и бытие. – М., 1993 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.