Рефераты. Плебисцитарная теория демократии Макса Вебера и современный политический процесс

вывести его из-под власти экономических интересов  и  отдельных

групп давления.  Во-вторых, условия начала ХХ века и послевоен-

ный период в Европе, и особенно в Германии, при острой социаль-

но-классовой поляризации, вызывали у Вебера опасения, что любая

политическая система в Германии,перенятая у англичан или  фран-

цузов, рухнет  под  натиском  бескомпромиссного давления разных

интересов. Поэтому в его теории плебисцитарный лидер с  незави-

симой от  парламента  базой избирателей должен был символизиро-

вать единство нации.  Вебер, пытаясь отделить сферу политики от

сферы экономики,  предлагал  искать решение экономических конф-

ликтов парламентарным путем.  Он стремился добиться весьма уто-

пической, в  условиях  господства частной собственности,  цели:

сохранить экономическую сферу вне контроля государства,  однов-

ременно выведя  принятие политических решений из-под контроля и

доминирования экономики.

     Вебер считал, что для роли плебисцитарных лидеров наиболее

подходят представители  экономически  достаточно  обеспеченного

слоя, что  определяет  независимость  суждений и дистанцирован-

ность от групп интересов, непосредственно вовлеченных в процесс

производства. Они  также должны быть достаточно подготовленными

для того,чтобы стать профессиональными политиками. Одновременно

эти качества, по мнению Вебера, могли дать подобному лидеру бо-

лее широкое видение национальных интересов и позволили бы  под-

няться над узкоклассовыми и социальными интересами.

     Какими бы благородными мотивами ни руководствовался Вебер,

отдавая всю полноту политической власти элитам профессиональных

политиков, имеющих независимую  экономическую  и  избирательную

основу, развитие политических систем наглядно демонстрирует не-

возможность отделения политической  сферы  от  экономической  и

свидетельствует о наличии относительно гомогенной правящей эли-

ты, которая представляет господствующий в экономике  и  полити-

ческой сфере класс общества.

     Хотя разобщенность и индивидуализм, характерные для англо-

саксонских обществ, создавали сложности для политического функ-

ционирования социальных систем, а бюрократия по-прежнему усили-

вала свои  позиции,  тем не менее существовавшая там демократи-

ческая система,  опиравшаяся на исторические традиции и  обычаи

политической культуры,  избежала появления харизматического ли-

дера,который разрушил бы демократические институты и  ценности.

Но совершенно  иная ситуация сложилась в 30-х годах в Германии,

где теория плебисцитарной демократии потерпела полный крах. Ха-

ризматический лидер,  избранный народом,  вместо того чтобы бо-

роться с бюрократизмом и разобщенностью и  защитить  отдельного

индивида от "социалистической коллективности", использовал сле-

пое подчинение и веру в фюрера оболваненных геббельсовской про-

пагандой миллионов людей для уничтожения всякой законности, об-

щепринятых норм морали и низведения  последователей  до  уровня

слепых орудий его преступной воли,  низменных страстей и вожде-

лений. Вместе с тем отсутствие в Германии демократических  тра-

диций и обычаев, могущих сдержать харизматического лидера, при-

вело к кровавой диктатуре.

     Критики веберовской теории плебисцитарной демократии отме-

чают среди ее слабостей тот важный момент,  что Веберу не  уда-

лось четко  различить  харизматическое руководство и харизмати-

ческое доминирование.  При западной демократии возможен лидер с

харизматическими качествами и не является неизбежным перерожде-

ние этого лидера в цезаристского. Однако, как справедливо отме-

чает Моммзен,  демократия  не может принять веберовский принцип

легитимизации этой харизмы,  дающий возможность  для  появления

тирана. Считая,  что  власть лидера легитимизируется его персо-

нальной харизмой,  а демократические институты являются  просто

орудием в его руках,  Вебер тем самым снимает любую возможность

контроля над харизматической личностью. Такой подход приближает

к принятию  принципов  фюрества и фашистского лидерства.  Чтобы

совместить принцип харизматического руководства  с  сохранением

демократии и  воспрепятствовать тем самым перерождению харизма-

тического лидера в лидера цезаристского типа,  следует воздвиг-

нуть на его пути институциональные преграды. Цезаристский авто-

ритет требует полного контроля над органами насилия и средства-

ми массовой информации. Следовательно, там, где харизматический

лидер этого не имеет, он не может стать тираном.

     Вебер не  мог  предположить  возможность "харизматического

прорыва" с катастрофическими последствиями, когда харизматичес-

кий лидер,  опираясь на бюрократическую машину,  мог бы устано-

вить наихудшую форму тоталитарной власти.  Он скорее был озабо-

чен другой реальной угрозой для демократии,  исходящей из фено-

мена, который он хорошо знал,  из феномена бюрократизации. Поэ-

тому представляется оправданным мнение Моммзена о том,  что Ве-

бер "больше боялся стагнации и окостенения, чем харизматическо-

го прорыва. Он видел в этих лидерах возможность поставить новые

цели, контролировать притязания  бюрократов,  предлагать  новые

пути развития в обществах,  чтобы преодолеть политическую стаг-

нацию и бюрократическую рутину".

     Не случайно  поэтому почти все исследователи теории демок-

ратии Вебера отмечают, что плебисцитарная демократия возможна в

странах, имеющих институционализированные политические учрежде-

ния, которые в состоянии заблокировать харизматический прорыв к

"цезаризму", в обществах, где правит закон, а не воля.

     Как было показано выше,  имеются существенные изъяны вебе-

ровской теории, ее слабости и противоречия, которые на практике

могут привести,  и уже привели, к далеко не однозначным резуль-

татам. Однако  в  этой теории Веберу удалось выявить сущностные

связи между различными элементами политической системы, которые

имеют универсальный  характер и с той или иной модификацией мо-

гут проявиться в политической практике как капиталистических  и

развивающихся, так и социалистических стран.

     Необходимость для политической системы лидера с харизмати-

ческими качествами появляется в двух случаях.  В развитых капи-

талистических странах-тогда, когда эти страны вступают в полосу

длительного кризисного развития,  затрагивающего все сферы жиз-

недеятельности. Бюрократия, призванная "рационально рутинизиро-

вать" процесс  принятия  решений,  оказывается  не  в состоянии

адекватно реагировать на изменяющиеся условия и принимать новые

решения. Это требует выхода за пределы каждодневной рутины, что

должно иметь под собой "харизматическую основу".  По мнению Ве-

бера, в  подобных  случаях  ни естественные лидеры традиционных

обществ, ни бюрократия в современных обществах не  в  состоянии

найти необходимые решения при экономических,  политических, эт-

нических и  религиозных  кризисных  ситуациях.   Нестабильность

власти харизматического лидера обусловлена тем,  что она не ос-

нована ни на законах, ни на традиции, а только лишь на той мис-

сии, которая на него возложена. Он опирается на собственную си-

лу и личностные качества, которые должен постоянно доказывать.

     Харизматические лидеры  появляются еще и в регионах разви-

вающегося мира,  когда во многих обществах происходит слом тра-

диционных институтов  и  ценностей и начинается стадия быстрого

индустриального развития. Отсутствие стабильных социальных инс-

титутов и консерватизм масс в сочетании с нерасчлененностью по-

литического и религиозного сознания делают возможным  появление

харизматических лидеров наподобие Хомейни, Перона и др.

     Вебер не принимал американскую политическую систему в  ка-

честве модели для Германии, поскольку ряд элементов этой систе-

мы в ту пору не вписывался в его модель демократии.

     Как нам представляется, сегодня американская система орга-

низации и функционирования политической власти больше всего со-

ответствует требованиям плебисцитарной демократии.

     В американской политической системе  должность  президента

обладает харизмой  независимо  от  личности президента.  Многие

американские политологи отмечают,  что народ смотрит на  прези-

дентскую власть  с надеждой на твердое руководство.  В личности

президента американский народ видит свое  символическое  единс-

тво, обретенное в процессе избрания его на должность.  Формаль-

но, будучи избранником всего народа, он тем самым как бы прими-

ряет все партийные, социальные, классовые и групповые интересы.

Наиболее популярными бывают те президенты,  которым  удается  в

большей степени упростить вопросы и представить государство как

инструмент защиты интересов простого человека. Американцам осо-

бенно импонируют такие качества национального политического ли-

дера, в роли которого выступает президент,  как твердость, ком-

петентность и  решительность  в  проведении политической линии.

Особенно возрастает роль президента как символа единства  нации

в кризисное  время,  когда нация ждет от него решительных дейс-

твий. Отношения между массами в США и президентом идеально  со-

ответствуют отношениям между плебисцитарным харизматическим ли-

дером и массами в веберовской теории. Во-первых, порядок избра-

ния президента  США  соответствует порядку избрания плебицитар-

но-харизматического лидера,  народ возлагает большие надежды на

него лично в деле достижения благополучия и процветания.  Народ

ждет успехов от президента,  и власть и возможность  дальнейшей

деятельности президента  зависят от того,  насколько эффективно

ему удастся справиться с  теми  или  иными  острыми  проблемами

внутренней и  внешней политики.  Опросы политических социологов

подтверждают определенную независимость и важную роль института

президента, особенно  президента,  снискавшего славу харизмати-

ческого лидера.

     Согласно плебисцитарной  теории демократии народ не только

склонен превозносить успехи президента и беспрекословно поддер-

живать его политику, но этот же народ в случае неудач возлагает

на президента всю вину,  независимо от того,  смог ли он  спра-

виться с теми или иными проблемами,  стоящими перед нацией, или

нет. Американские политологи Т.Дай и Л.Зиглер вывели  следующую

закономерность в отношениях между президентом и народом.  Быст-

рое падение или рост популярности президента за короткий проме-

жуток времени  подтверждает  ту мысль,  что "президент занимает

свой пост при широкой поддержке  народа,  эта  поддержка  имеет

тенденцию со  временем  ослабевать  и может вновь усилиться при

драматическом событии или кризисе".

     Как уже отмечалось выше, президентская власть имеет огром-

ное символическое значение.  Президент  становится  воплощением

власти, законности, устойчивости всей американской политической

системы.

     Два важных  обстоятельства за последние десятилетия значи-

тельно усилили роль лидера и облегчили ему прямой доступ к мас-

сам, одновременно в значительной степени ограничив влияние пар-

тийных бюрократий.

     Первое-это беспрецендентное усиление роли средств массовых

коммуникаций в политическом процессе,  что дает возможность ли-

деру без посредника (партии) обращаться к массам и с максималь-

ной эффективностью использовать свои "демагогические" качества.

Второе-ослабление роли больших партий вследствие их попыток вы-

разить интересы народа в  целом,  эклектичности  идеологических

установок ведущих партий,  пытающихся таким путем привлечь мак-

симальное количество избирателей. Это приводит к падению значе-

ния партийных  программ  и  к дестабилизации избирательной базы

различных партий.  В результате сокращается  количество  людей,

постоянно идентифицирующих  себя с той или иной партией.  В США

особенно учащаются ситуации,  когда избиратели осуществляют вы-

бор не  между различными партиями или их программами,  а скорее

между кандидатами, имеющими определенные характеристики лидерс-

тва. При  этом каждый из кандидатов может пользоваться харизма-

тическими и демагогическими спосодностями.  Как отмечал Вебер в

статье "Политика как профессия", появление таких плебисцитарных

лидеров6 или,  как он называет,  "диктаторов на поле боя  выбо-

ров",-определенный шаг в сторону "плебисцитарной демократии".

     Плебисцитарная теория  демократии,  предложенная  Вебером,

была призвана  противодействовать политической фрагментации об-

щества, корпоративным,  особенно  бюрократическим,  тенденциям,

защитить единство  интересов нации.  Очевидно,  что не только в

политической теории,  но и в  политической  практике  возникает

проблема пределов  роста политического могущества харизматичес-

кого лидера.  Необходимо также учитывать, что недовольство масс

и их  стихийные  выступления против установившихся порядков или

институтов могут быть использованы харизматическим лидером  для

решительного разрыва  с существующими институтами и ценностями,

для установления авторитарных или тоталитарных  режимов  и  для

сужения прав и свобод народных масс.

     Для эффективной борьбы с  бюрократией  любая  политическая

система нуждается в харизматическом лидере. Только союз широких

масс народа с  подобным  лидером  дает  возможность  эффективно

контролировать и  сдерживать  всевластие бюрократии.  Гарантией

того, что харизматический лидер не превратиться в лидера  цеза-

ристского толка  при  отсутствии  институциональных  преград на

этом пути, могут стать его действия по созданию правового госу-

дарства.

.

                      Л И Т Е Р А Т У Р А


     Давыдов Ю.Н.  "Веберовский ренессанс" и проблема "исследо-

вательской программы" М.Вебера. М.,1986.

     Мигранян А.М. Кризис теорий демократии на Западе.-"Вопросы

философии",1986,N9.

     Дай Т.,Зиглер Л. Демократия для элиты. М.,1984.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.