Рефераты. Платоновская академия и дух возрождения

Платоновская академия и дух возрождения












Е. Сикирич


Платоновская академия и дух возрождения



1. Эпоха Возрождения: история одной мечты


Эпоха возрождения, - это был не просто один из многочисленных периодов истории. Это был своеобразный исторический феномен, один из тех потрясающих моментов в истории мировой культуры, когда происходят глобальные, коренные перемены, затрагивающие в первую очередь сознание человека, и его видение мира.

Семь веков после падения Рима, после продолжительного и мрачного средневековья, наступает сравнительно короткий но удивительный период, великая эпоха, в которой рождается и творит целая плеяда (созвездие) гениальных и великих людей. В течение сравнительно короткого времени, происходит глобальное и уникальное в своем роде, переосмысление в идеях и мировоззрении, создаются гениальные модели бытия и бессмертные творения, опередившие свою эпоху и повернувшие сознание людей на много столетий вперед.

Так что же произошло? Неожиданный всплеск гениальности и таланта, или нечто гораздо глубже? Скорее всего, ответ на этот вопрос можно поискать в высказываниях итальянского художника и архитектора Возрождения, Джорджо Вазари(Giorgio Vasari), который в вступлении к своей книге “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих”, опубликованной в 1550 году, пишет: ”...Судьбы человечества, а через них и развитие цивилизации протекают подобно жизни отдельных людей, идя от юности к смерти, но допуская Воскресение... Всякая художественная деятельность и всякая цивилизация должны по-видимому претерпеть “хаос разрушения”, после которого однако может начаться поступательный ход Возрождения...”

Оказывается что “феномен” эпохи Возрождения удивителен и интересен еще и тем, что он закономерен. Это еще один яркий пример, подтверждающий на практике, актуальность учений античных мыслителей на тему философии истории, которую очень любили изучать философы Возрождения. История цивилизации протекает по закону циклов. Циклы упадка, кризисов и разрушения определенных систем и мировоззрения закономерны. Но также закономерен и тот факт, что именно кризисы и развал старого и отжившего, дают толчок для Возрождения новых идей и новых моделей, на которых будут опираться люди в последующем историческом цикле, в будущей эпохе.

Даже если закономерностью является то, что благодаря развалу и смерти старых форм происходит возрождение новых идей и новых моделей, все же, нельзя не забывать о присутствии одного важного фактора, который этот процесс может ускорить или затормозить, а это сам человек... В периодах закономерной смены исторических циклов, все зависит от реакции человека на эти моменты, от того насколько он осознает то, что происходит, а это, к сожалению не подлежит никакому прогнозированию. От осознания и реакции человека зависит многое: как пойдет процесс возрождения и пойдет ли он вообще, в каком направлении он будет развиваться, какова будет его продолжительность и его дальнейшая судьба...

Вольно или невольно, напрашивается сравнение тех проблем и кризисов, которые дали толчок эпохе Возрождения с нашим временем... Пусть они проходят по другому, через иные формы, - но по сути своей, проблемы с которыми мы сталкиваемся сегодня, одни и те же. Старые системы и старые подходы нынче также переживают кризис, разваливаются перед глазами, мы также переживаем загадочный момент смены эпох и также в воздухе чувствуется сильная потребность к Возрождению, к глобальному возобновлению... А осознание современным человеком этих моментов, его реакция вытекающая из этого осознания, каковы они?

Вот тут оно и заканчивается, все наше сходство с эпохой Возрождения. Хотя, хочется верить, пройдет еще немного времени и все станет иначе.

Факт остается фактом. Выдающиеся люди эпохи возрождения (может, поэтому они и стали выдающимися), прекрасно осознавали, что приходит время перемен, что из хаоса средневековья рождается новая эпоха. Они чувствовали, что должно родиться нечто поистине новое и значительное, и это предчувствие было для них не абстрактной теорией, оно было обоснованно тщательными исследованиями законов природы, философии истории, учений философов древности. Они не только рассуждали об этом в своих книгах и своих диспутах, но полностью жили этим осознанием, каждый своим оригинальным и неповторимым способом. Их отличительной чертой было не пассивное ожидание перемен, а реакция на грядущую смену эпох о которой писали книги, на потребность глобального возрождения и возобновления которую чувствовало их сердце... Для того, чтобы пуститься в поиски нового мировоззрения, и новых моделей для новой эпохи, нужно было преодолеть многое. Им потребовалось немало мужества и дерзновения для того, чтобы отказаться от старых подходов, противостоять укоренившемуся догматизму, неведению, стереотипам, лжи, обману. Им потребовалось немало священного, творческого “сумасшествия” для того, чтобы достичь таких смелых, невиданных высот духа, ума, воображения и создать такие бессмертные гениальные творения.

Удивителен тот факт, что это были не один, и не два, и не три отдельных человека, сражающихся словно одинокие волки, в какому-то закутке средневековой Европы. Это был глобальный, универсальный импульс, который объединил многих людей, в разных городах и странах, людей отличающихся друг от друга складом ума, спецификой своего таланта, предметами своих поисков и исследований, но единых в своих мечтах о новой эпохе, в своем стремлении к новым далям. Это была одна из самых ярких и самых характерных черт эпохи возрождения. Историков до сих пор поражает единство и согласие, которое проявляли эти люди в своей направленности на будущее, в своем мировоззрении и подходах в самых разных областях, в своих дерзновениях, не вписывающихся ни в какие общепринятые рамки. Создается такое впечатление, что выдающиеся люди возрождения, были охвачены одним, всеобъемлющим “огнем”, пробудившим с одной стороны огромную силу “катарсиса”, - очищения через борьбу, внутренние переосмысления и страдания, а с другой - огромную силу божественного вдохновения, которая извлекла наружу все гениальные и незаурядные способности, предчувствия и интуиции, которые у них только были. Эпоха возрождения создавалась силой грез, таланта и дерзновения.. (небольшое примечание пишущей эту статью... На этом месте я остановилась и долго не могла продолжать дальше... Странное чувство ностальгии и легкой грусти посетило меня. Глубоко вздохнув, я подумала: “нам бы такое в наше время!... “ А потом размечталась... как было бы, если бы... Простите пожалуйста за отступление... пора возвращаться к теме).


2. В создание Платоновской Академии вмешивается «перст судьбы»


Импульс возрождения созревал очень долго, даже трудно сказать когда он начинался и когда он закончился. Не смотря на то, что общепринято считать, что он начинался еще в XII веке и закончился в середине XVII, плавно переходя в эпоху Просвещения, все же апофеозом и кульминацией эпохи возрождения считаются XV и XVI века. Колыбелью этого удивительного процесса была Италия, а точнее город Флоренция.

В XV и XVI веках Флоренция находилась в центре европейской культурной жизни. Сюда из Германии приезжали изучать науки и искусства, а в Париже - “новинки” из Флоренции привлекали внимание профессоров Сорбонны, почитавших их почти что за “новое евангелие”. Об огромнейшей роли, которую сыграла Флоренция в эпохе Возрождения пишет Р.Марсель (R.Marsel): “...Необходимо признать, что нигде и никогда условия для такого возрождения не встречались. Центр гуманизма в течении полувека, Флоренция своим благосостоянием и своим престижем смогла, как очаг света, привлечь к себе все богатства человеческого духа. Будучи местом куда стекались самые драгоценные рукописи и где встречались знаменитейшие эрудиты, она стала помимо того большой художественной мастерской, в которую каждый вносил свой талант...” Ее называли еще “Афинами Запада”, так как после завоевания Константинополя турками в Флоренцию стекались все духовные и культурные богатства древнего античного мира. На самом деле невозможно думать о Флоренции, не вспоминая Афин, ибо как справедливо заметил Ш.Моррас (CH.Maurras) “...единый мистический стебель объединяет в одно целое эти два шедевра Греции и Тосканы...”

Из этого единого “мистического стебля” родилось замечательное явление не только в истории итальянской культуры, но в истории европейской культуры вообще, которое носит название “Флорентийской Платоновской Академии”, во главе с философом, платоником Марсилио Фичино (Marcilio Ficino). Платоновская Академия, или как ее называли “Платоническая семья”, (Platonica Familia) во Флоренции имела свою короткую, но блестящую историю. Этому немало способствовало покровительство знаменитых правителей Флоренции Козимо Медичи (Cosimo Medici) и его внука Лоренцо (Lorenco). Ее учреждает сам Козимо в 1462 году, но она особенно процветает во время правления Флоренцией его внука Лоренцо Медичи (Lorenco Medici), который сам был ее членом. Не смотря на то, что расцвет Платоновской Академии был сравнительно недолгим, всего лишь 10 лет, с 1470 по 1480, она оказывает огромнейшее влияние на европейскую мысль и культуру, и вдохновляет выдающихся мыслителей, философов, художников, поэтов, ученых и политиков своей эпохи.

Платоновская Академия во Флоренции была не просто собранием высоко духовных, умных и талантливых людей. Это было братство единомышленников объединенных красивейшими мечтами о новом и лучшем мире, о новом и лучшем человеке, о новом и лучшем будущем, своего рода золотом веке, который нужно пытаться возродить. Это было не только философствование, а образ жизни. Особое состояние души и сознания. В этом новом духовном климате, который создается в Флоренции благодаря Академии, были выработаны и развернуты модели и идеи, которые до сих пор считаются основными Идеями эпохи. Следы, которые оставляет Академия, за такое короткое время своего существования, колоссальнейшие. Она оказалась носителем того, что можно было назвать “Мифом Ренессанса”. История Академии, это на самом деле История одной Великой Мечты. Они не только дали ключевой, кульминационный импульс для Возрождения, они были возрождением.

В истории основания Академии есть нечто загадочное, создается такое впечатление, что в этом деле, как впрочем, во многих великих начинаниях, замечательным своеобразным способом вмешался “перст судьбы”. В 1439 году во Флоренции состоялся Церковный Собор, который должен был примирить православную и латинскую церковь. Однако попытка их объединения потерпела неудачу, не смотря на то, что на этом Соборе, папа римский Евгений IV и византийский Император Иоанн VIII, подписывают акт об Унии, Laetehtyp Coeli, содержавшей единый символ веры, впоследствии не принятый духовенством ни той, ни другой стороны. Не смотря на неудачу в осуществлении основной цели, церковный Собор неожиданно выполнил другую задачу, которая официально не ставилась, а именно он сыграл важную роль в развитии культуры и искусства Кветроченто. Благодаря Собору и подготовке к нему, во Флоренции в 1438 - 1439 годах было сконцентрировано множество выдающихся личностей, философов, поэтов, художников и политиков. В дискуссиях и спорах происходил обмен идеями, получивших широкий отзвук по всей Европе, распространялись важнейшие тексты и рукописи - и все это способствовало Возрождению.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.