Рефераты. Материалистическое понимание истории К. Маркса

Феодализм (от латинского feodum – поместье) – общественно–экономическая формация, которая представляет среднее звено целостного диалектического процесса смены общественно- экономических формаций в ходе всемирно- исторического процесса: эпоха феодализма лежит между рабовладельческим строем и капитализмом. В истории разных народов феодализм возникал посредством синтеза элементов разложения первобытнообщинных  и рабовладельческих отношений. Наблюдается три типа этого синтеза: с преобладанием первых, вторых или с более или менее равномерным их соотношением. Экономический строй феодализма при всем многообразии его форм в разных странах и в разное время (между древней и новой историей) характеризуется тем, что главное средство производства – земля находится в монопольной собственности господствующего класса феодалов (иногда почти полностью сливающегося с государством), а хозяйство ведется силами и техническими средствами мелких производителей – крестьян. Основное экономическое отношение феодализма находит свое проявление в феодальной ренте, т.е. прибавочном продукте, взимаемым господами (или государством) с производителей в форме работ, денег или натурой (отработочная, денежная, натуральная рента). В систему феодальных отношений необходимо включен город, поскольку без сбыта продуктов сельского хозяйства горожанам феодализм не знал бы денежной ренты. Антагонизм феодального общества, основанного на эксплуатации крестьян феодалами (для нее характерно как экономическое, так и внеэкономическое принуждение), порождал многообразие форм проявления социальных противоречий. Среди них высшую, но весьма редкую форму представляли народные, крестьянско–плебейские восстания и войны. Для идеологии феодальной эпохи характерно тяготение к широчайшим, но почти неподвижным и мало основанным на действительных знаниях умозрительным концепциям и мировым религиям (христианство, ислам, буддизм, конфуцианство и др.). Политическое устройство феодального общества на разных этапах его развития различно: от мельчайшей государственной раздробленности до весьма централизованных абсолютных монархий. Специфическую форму представлял собою так называемый “кочевой феодализм”, хотя его основные признаки те же. Поздний период феодализма (нисходящая стадия его развития, как системы) характеризуется зарождением в его недрах мануфактурного производства – зачатка капиталистических отношений. В Западной Европе – это время назревания и свершения ранних буржуазных революций.[16]


Капитализм – общественно-экономическая формация, сменившая феодализм. В основе капитализма лежит частная собственность на средства производства и эксплуатация наемного труда. Основной закон капиталистического производства – получение прибавочной стоимости. Для капитализма характерны анархия производства, периодические экономические кризисы, хроническая безработица. Главное противоречие капитализма – между общественным характером труда и частнокапиталистической формой присвоения – находит выражение в антагонизме между основными классами капиталистического общества  - пролетариатом и буржуазией. Кульминационной точкой классовой борьбы пролетариата на протяжении всей истории капитализма является социалистическая революция.  Провозглашаемое идеологами капитализма политическое равенство является в значительной мере формальным и дополняется экономическим неравенством. Вся надстройка над капиталистическим базисом, государственная машина и идеология, приспособлена к тому, чтобы отстранить трудящиеся массы от политической жизни. Возникнув в XVI веке, капитализм сыграл прогрессивную роль в развитии общества, обеспечив значительно более высокую по сравнению с феодализмом производительность труда и быстрое развитие производительных сил.

 На рубеже XIX-XX века капитализм вступил свою высшую стадию - империализм, которая характеризуется господством монополий и финансовой олигархии, усилением реакции по всем линиям (политика, идеология, и т.д.). На этой стадии широкое распространение получает государственно–монополистический капитализм, усиливающий милитаризм и соединяющий мощь монополий с силой государства.[17]


Коммунизм как общественно–экономическая формация проходит в своем развитии две фазы: первую, или низшую, фазу - социализм, и высшую фазу –коммунизм. В основе их различия лежит степень экономической зрелости общества.

Социализм (от латинского socialis – общественный) – общественный строй, возникающий в результате ликвидации буржуазного способа производства и установления диктатуры пролетариата. Он основан на общественной собственности на средства производства, существующей в двух формах – государственной (общенародной) и кооперативно – колхозной. Общественная собственность обуславливает отсутствие эксплуататорских классов и эксплуатации человека человеком, отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи работников производства.

В социалистическом обществе имеются два дружественных класса – рабочий класс и колхозное крестьянство. Различия между классами, а также между ними и интеллигенцией постепенно стираются. Отношения всех социальных групп характеризуются социально – политическим и идейным единством отношений социалистических наций – дружбой, сотрудничеством и братской взаимопомощью. На основе общественной собственности при социализме осуществляется недоступное для капитализма планомерное развитие народного хозяйства. Развитие и совершенствование общественного производства служат все более полному удовлетворению растущих материальных и культурных потребностей народа. Жизнь социалистического общества строится на основе широкой демократии, привлечения трудящихся к активному участию в управлениями государственными делами. Социалистический демократизм обеспечивает как социальные права – право на труд, на отдых, на бесплатное образование и медицинское обслуживание, на обеспечение в старости, равные права женщин и мужчин, граждан всех рас и национальностей, так и политические свободы - свободу слова, печати, митингов и собраний, право избирать и быть избранным. Социализм отличается от высшей стадии коммунизма степенью зрелости всех сторон общественной жизни. Производительные силы при социализме еще не развиты настолько, чтобы обеспечить изобилие продуктов, а труд еще не стал первой жизненной необходимостью всех членов общества. В силу этого распределение материальных благ здесь осуществляется по принципу “от каждого по способности, каждому по труду”. Развитие социализма закономерно приводит к коммунизму. [18]

При коммунизме возникает единая, всенародная собственность на средства производства. При социализме сохраняются различия между рабочим классом и колхозным крестьянством, при коммунизме же они исчезают. То же самое произойдет и с существующими при социализме различиями между рабочими и крестьянами, с одной стороны, и интеллигенцией - с другой. Все эти различия обусловлены, в конечном счете, уровнем развития производительных сил. Этим же фактором определяются и различия в формах распределения, которые при социализме подчинены принципу – каждому по количеству и качеству его труда, а при коммунизме – каждому по его потребностям. На основе роста производительных сил при коммунизме утвердится прямое распределение продуктов, вместо существующих еще при социализме товарно-денежных отношениях. Изменениям в экономике соответствуют и изменения в надстройке. На определенной ступени капитализма полностью отомрут политические и правовые учреждения, политическая и правовая идеология, утвердятся единые общепризнанные правила коммунистического общежития, соблюдение которых станет внутренней потребностью и привычкой всех людей, полностью отомрет государство, будет происходить все большее всестороннее сближение наций до полного исчезновения всяких различий между ними. Коммунизм является высшей формой организации общества, которая будет функционировать на основе высокого уровня развития производительных сил, науки, техники, культуры и коммунистического общественного самоуправления.

Постепенное перерастание социализма в коммунизм происходит, по Марксу, в рамках глубоких качественных преобразований, концентрирующихся вокруг трех главных проблем: создания на основе ускорения прогресса науки и техники материально – технической базы коммунизма (решающее звено в цепи всех социально – экономических задач), развития коммунистических общественных отношений и формирование нового человека – всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

При коммунизме достигаются и в полной мере реализуются гармонические отношения между личностью и обществом.[19]


Изложенное приводит к выводу о последовательности и прогрессивности общественных изменений. Каждая высшая общественно-экономическая формация отличается от низшей недосягаемым для нее уровнем производительности труда, которая обеспечивается более высокой ступенью развития производительных сил, новым типом производственных отношений и новой надстройкой. Каждая новая формация демонстрирует еще и более сложное строение по сравнению со старой формацией. Это усложнение может выражаться в появлении принципиально новых элементов, например антагонистических классов при переходе от первобытнообщинного строя к рабовладельческому и в исчезновении этих элементов при переходе от капиталистического строя коммунистическому. Но какой бы характер ни принимало усложнение формационного строения на лестнице поступательного развития человечества, в его основе в конечном счете лежат процессы изменения в сфере материального производства.


 

 

2.3. Социальная революция как закон смены общественно - экономических формаций

 

Важную роль в материалистическом понимании истории играет категория социальной революции. Она выступает необходимой составляющей логической системы марксистской философии и, поэтому заслуживает самостоятельного рассмотрения в рамках настоящей работы.

Общефилософской основой теории социальной революции является диалектико-материалистическое учение о развитии как высшем типе движения, всеобщем принципе изменения всего материального мира, в том числе социальной формы существования материи. Согласно закону перехода количественных изменений в качественные, эволюционное развитие подготавливает революцию.

Сам термин «революция» обозначает коренные качественные изменения как общества в целом, так и его отдельных сторон­­ - науки, культуры и так далее. Это всегда скачок в развитии общества, в ходе которого развивается основное противоречие системы, происходит отрицание старого новым. Подобное отрицание выражается, с одной стороны, в ликвидации всего отжившего в развивающийся системе, с другой – в преемственности между новым и старым ее состоянием и наконец, в порождении таких элементов, которых не было в старом, отрицаемом состоянии.  При этом революция соотносится лишь с прогрессивным развитием, с переходом от низшего к высшему.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.