Рефераты. Курс лекций по философии (СПбГУ) p> Гердер (повлиял на Карамзина, Радищева, Гоголя) «Идея философии истории человечества» - зарождается историософия. Теория происхождения языка Гердера – связь между развитием языка и мышления. Мышление же обусловлено развитием общества. Развитие каждого человека связано с развитием общества( мысль о закономерных изменениях, происходящих в обществе. Появляется идея коллективного разума как начала, являющегося источником развития человечества. Вся культура представляет собой целостную систему.

Иманнуил Кант (1726 – 1804)

Первый философ на университетской кафедре. Творческую биографию К. можно разделит на два периода:

1. до 1770 г. – докритический период:

[pic] связан с материализмом

[pic] Интерес к механике, географии, антропологии

[pic] Влияние Ньютона и Юма( именно скептицизм Юма пробудил сознание канта о сна. Он ставит перед собой задачу спасти науку от этого скептицизма

2. 1770 – 1804 – критический период

[pic] «Критика чистого разума» 1771

[pic] «Критика практического разума» 1778

[pic] «Критика способности суждения» 1779
Трансцендентальная философия Канта исследует границы нашего разума:

1. способность познания

2. способность желания (этическая способность)

3. способность к чувству удовольствия (эстетическая способность)

+ исследование взаимосвязи между этими способностями
Основные вопросы философии:

[pic] Что я могу знать?

[pic] Что я должен знать?

[pic] На что я смею надеяться?
Все эти вопросы служат объяснением ответу на вопрос, что есть человек.
Осознание себя как свободно мыслящего Я делает человека человеком. К. ставит и практическую задачу научиться свободно и оригинально применять свой разум. Философия К. является неким рубежом: после практически ориентированной философии Декарта и Бэкона он помимо вопросов, связанных с познанием ставит вопрос о том, что есть человек. Человек – не средство, а сама цель. Философия Канта уясняет положения человека по отношению к сущему и его отношение к самому себе.
Задача Канта сходна с задачей Декарта: исследовать разум, чтобы верно его направлять в поиске истины в науках.
Структура опыта в процессе познания:

1. Созерцание – объект нам даётся

2. Мышление – мы формулируем понятие, которое выявляет общее в объекте созерцания
Таким образом, наш рассудок производит такую операцию: «акт соединения многообразия содержания, данного в созерцании, сообразно синтетическому единству сознания». Кант, опираясь на позицию эмпириков, признаёт, что любая вещь познаваема на уровне обычных человеческих возможностей.
Следовательно, ощущения зависимы от наших органов чувств и от условий являемости среды. Эти субъективные условия и являются препятствием на пути познания сущности вещей. Эти субъективные условия – новый вид реальности, они достаточны для практических нужд. Без созерцания невозможно мышление: через созерцание вещь воспринимается в качестве объекта; через понятие она становится объектом мысли.
Логика – один из основных разделов, связанный с вопросом о сущности суждения, и следовательно, с вопросами познания, так как свою способность рассудок раскрывает в суждениях. Суждение – объективное отношение к изучаемому предмету. Рассудок – это способность к знаниям. Знания заключены в определённых отношениях данных представлений к объекту. Объект – это то, в понятии чего объединено многообразие, охватываемое данным созерцанием.

Перцепция и апперцепция

Перцепция – это восприятие, которым воспринимается объективное. В понятии апперцепции учитывается, что в восприятии участвует и наше Я, оно мыслит и судит об объекте. Таким образом, в понятии апперцепции подчёркивается связь между субъектом и объектом. Апперцепция – это Я-отношение, постигаемое вместе с объектом.
Кант выдвигает два типа суждений:
|Аналитические |Синтетические |
|Это поясняющие суждения, не |Умножают данное познание |
|прибавляющие ничего нового к | |
|содержанию познания | |


Знание начинается с чувств, переходит к рассудку и заканчивается в разуме.
В разуме заключено некое высшее единство мышления. Разум – безусловная сфера, его всегда влечёт к бесконечному ( Разум внутренне противоречив, так как всегда стремится выйти за собственные границы.
Нужно проникнуть в область чистого мышления, не связанного с обыденным рассудком. Апелляция к здравому смыслу – обращение к суждению толпы; иной путь – путь критического разума. Есть ряд понятий, возникших не из опыта, а из чистого рассудка( есть познание из чистого разума, лежащее за пределами опыта. Для доказательства этого К. обращается к чистой математике: она опирается на положения, не зависящие от опыта.
Пространство и время определяются чистым созерцанием. Способность созерцать априори касается не материи, а только формы явления. Следовательно, пространство и время – формальные условия нашей чувственности. Предмет является нашим внешним чувствам в форме пространства, а внутренним чувствам
– в форме времени.
Благодаря созерцанию объект нам является и у нас возникает представление о нём. Однако наше чувственное представление не есть представление о сущности вещи, это лишь представление о том, каким образом эта вещь является в нашем сознании. Дело чувств – созерцать, дело рассудка – мыслить, то есть соединять представления в сознании. Соединение представлений=суждение( мыслить - значит составлять суждения.
Можем ли мы познать мир? Закон – частное, закономерность – общее.
Посредством опыта мы можем узнать разные законы природы, то есть её частные явления. Но мы не можем из опыта узнать закономерности связи явлений. Опыт также нуждается в законах, которые бы априори формулировали его возможности( необходимо знать, что управляет самим опытом. Основание опыта суть сами законы природы( мы можем знать природу как совокупность знаний и умений в нас. Высшее законодательство природы должно находится в нашем рассудке.
Мы должны различать эмпирические законы (связанные с нашим восприятием) и всеобщие законы природы (которые не основываются на особых восприятиях, а содержат лишь условия их необходимого соединения в опыте). «Закономерность зиждется на необходимости связи явлений в опыте, то есть на первоначальных законах рассудка. Рассудок не черпает законы из природы, а предписывает их ей».
Созерцание + опыт = представления о законах природы в их частном проявлении( они и складываются в суждения. Таким образом, мы знаем только частное, а совокупность природы создаём в своём рассудке. Это деятельность чистого разума. Понятие разума – собирательная деятельность всего возможного опыта. Тем самым эти понятия выходят за пределы конкретного опыта и становятся трансцендентными (выходящими за собственные пределы).
Трансцендентность – выход за пределы понятий, составляющих структуру Я.
Разум всегда стремится к познанию бесконечного.
Размышления о чистом разуме связаны с понятием свободного человека, и соответственно, с понятием необходимости. Поступки всех живых существ подчинены естественной необходимости, но по отношению к человеку эти поступки свободны. Разум свободен, так как он не зависит от чувственности, в этом подлинная свобода человека. Поступки совершаются по принципам разума, но могут совершаться и вопреки ему, по закону чувственности.
Чувственный мир – мир явлений, не имеющий самостоятельности. Это не есть мир сущности, это область мнения, а не истины. Разум же стремится познать истину, движение разума – от явления к сущностям.

Шеллинг

Основные произведения:

[pic] «Система трансцендентального идеализма»

[pic] «Философия искусства»
На первом этапе Ш. близок к естественнонаучной мысли. Он проводит идею о развитии, которая проявляется как в органической, так и неорганической природе. Грань между органической и неорганической жизнью подвижна.
Неорганическая жизнь – одна из нижних форм развития. Три стадии жизни: 1) физическая (механическая); 2) химизма; 3) электричества.
Проблема субъекта ( проблема понимания «Я» и мира. Влияние Ш. на культуру
Европы: «Движение бури и натиска» - первое движение романтизма. Романтизм возник как следствие из Французской революции, приведшей к захвату власти
Наполеоном Бонапартом. Крах идей революции явил собой крах идей
Просвещения, рациональных схем ( обращение к иррациональному, непознаваемому, к поиску тайны красоты и абсолюта в природе.
В «Философии искусства» Ш. выстраивает философию культуры человечества: в красоте дано самосозерцание абсолюта ( искусство – высшее проявление духовной жизни.
По Ш. существуют два типа культуры, которые определяют специфику жизни
Европы:

|Античность |Христианство |
|В основе античной культуры – |Вводится представление об |
|пространственное восприятие мира. |историческом времени – темпоральное |
|Нет бега времени. |изменение. Исток этого – в |
| |библейской легенде о грехопадении и |
| |понимании всей дальнейшей истории |
| |как искупления первородного греха( |
| |таким образом возникает линейная |
| |схема развития: от прошлого к |
| |будущему. |
|Процветают пластические, |Процветает живопись и лирическая |
|пространственные виды искусства, |поэзия, которые вводят духовную |
|отсутствует живопись и лирическая |динамику, характер, пространство |
|поэзия. |внутреннего человека. |
|Тип мифологического сознания |Искусство символично, так как символ|
|(Шеллинг – основоположник теории |многопланов, символ – это окно в |
|мифа) ( коллективное мышление. Боги |бесконечность. |
|живут рядом вместе с человеком. | |

Сравнение трагедии:

[pic] античной: «Антигона» ( отсутствует время, коллективность, конфликт в разрыве с родовым началом.

[pic] Шекспир: трагедия характера, герой против мира, герой и эпоха.

Возникает новое представление о художнике, о процессе творчества как иррациональном процессе. Момент вдохновения – момент соприкосновения с абсолютом.

Артур Шопенгауэр

Философия Шопенгауэра – отклик на раскол в сознании общества – раскол между ценностями христианства и античности. Противопоставление античной раскрепощённости и боязни естественности, свойственной христианскому сознанию.
Философия Шопенгауэра противостоит скептицизму Канта, утверждавшего, что мир – это вещь в себе, окончательное познание которой невозможно. Ницше:
«Ш. ведёт нас с высот скептического недовольства или критического отречения на высоты трагического жизнепонимания». Ш. стоит перед целостной картиной мира, его не интересуют отдельные мазки, его интересует художник – человек.
Таким образом философия Шопенгауэра вращается вокруг этических проблем.
Главная работа – «Мир как воля и представление»
По Шопенгауэру, есть мир как явление – это образ, составленный в нашем сознании, наша фантазия; и есть мир воли.
Понятие воли у Ш. противопоставляется рационалистическому представлению о мироздании, заключающееся в том, что мировое начало и идеал человека совпадают [короче, деятельность конкретного человека всё равно ведёт к общему благу]. По Ш. основной принцип бытия – это воля к жизни, бессознательная и саморазрушительная. У воли нет ни пошлого, ни будущего, нет множественности, она дана сразу и вся. Воля – это стремление, не имеющее объекта (желание хотеть и всё).
Философия Ш. – это этика абсолютного пессимизма, жизнеотрицания. Пессимизм этот является моральной оценкой рационалистического проекта спасения, предложенного в немецкой классической философии, основанной на подавлении естественных порывов человека. По Шопенгауэру освобождение от воли к жизни
– путь к свободе, высшее благо.
Философский пессимизм Ш. повлиял на сознание людей второй половины XIX века, возросло количество самоубийств в среде средней интеллигенции.
Наша жизнь представляет собой непрерывную цепочку страдания. Античность сформировала следующую схему: добро в мире доминирует, зло – это лишь временное отсутствие добра. Ш. эту схему перевернул. Добра в мире не существует, это лишь краткий миг отсутствия страдания. Каждый из нас – артист, обреченный играть данную ему роль. У каждого своя субъективность, которую невозможно изменить воспитанием (противопоставляется идее
Просвещения о перевоспитании). В процессе общения меняется не характеры людей, а лишь мотивации. Цели неизменны, меняются только средства их достижения.
Из жизни как цепочки страдания есть три выхода:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.