Рефераты. Концепция эволюционной этики

Концепция эволюционной этики

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СФЕРЫ БЫТА И УСЛУГ



КАФЕДРА ФИЛОСОФИИИ




РЕФЕРАТ


Тема: " КОНЦЕПЦИЯ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭТИКИ "








Исполнил:                                                                      Бондарев Д.А.

Учереждение:                                                               

Проверил:




Москва, 1999г.



С О Д Е Р Ж А Н И Е


В В Е Д Е Н И Е............................................................................................. 3

ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭТИКИ... 5

1. Исторические корни эволюционной этики........... 5

2. Отправная точка - животный мир.................................... 8

3. Поиск эволюционного субстрата морали............ 10

4. Философские проблемы эволюционной этики. 13

ОТВЕТЫ НА КРИТИКУ.......................................................................... 16

З А К Л Ю Ч Е Н И Е.................................................................................. 19

С П И С О К     Л И Т Е Р А Т У Р Ы...................................................... 21




.


В В Е Д Е Н И Е



     Научное представление о мире сегодня во многом  определяется эволюционным взглядом на развитие.  Революционное значение дарвинизма ныне признается сторонниками многих претендующих  на  научность и объективность материалистических философских учений. Особенно большое значение дарвиновским принципам придают  натуралистические течения философско-методологической мысли Запада [3].

     Современный натурализм представляет собой  довольно  пестрый конгломерат разнородных концепций, обладающих рядом общих положений, благодаря чему сам натурализм выглядит  довольно  устойчивым идейно-философским направлением.  Основной  его  тезис сводится к тому, что в мире нет ничего сверхъестественного,  а все естественное может  быть  познано  и понято посредством естественных наук.

Отличительные черты современного натурализма связаны с восстановлением в правах мировоззренческой ("метафизической") проблематики и с попытками опираться на принципы естественнонаучного  материализма [3].

     В связи с этим наиболее интересными представляются  две  концепции развития специфических человеческих качеств, таких как познание и мораль, - эволюционная эпистемология и эволюционная этика.


ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭТИКИ

 

 

1. Исторические корни эволюционной этики.


Эволюционная этика - идея того, что эволюционный процесс содержит в себе основания для полного понимания моральной природы человека, появилась даже раньше,  чем Чарльз Дарвин опубликовал в 1859 году "Происхождение видов". В XIX веке ее популяризацией занимался английский ученый-энциклопедист Герберт  Спенсер,  причем также эволюционные взгляды на природу морали приобрели значительную популярность в Великобритании и,  особенно,  в США,  где были известны под  названием "социальный дарвинизм".  О точности этого термина до сих пор ведутся споры,  так как достоверно не известны взгляды самого Дарвина на эту проблему. Став влиятельным,  социал-дарвинизм проник в сферу человеческих отношений в форме  одобрения борьбы  за  существование в обществе.  Так,  некоторые люди позволяли себе утверждать,  что успех достигнутый в этой борьбе - вещь хорошая с точки зрения морали.  Так поступал, например, Джон Д. Рокфеллер, заявлял, что закон крупного бизнеса есть закон природы и  что вполне правомерно успешно ведущим свои дела компаниям прижимать к стенке своих менее удачливых конкурентов.

В нашем  столетии  эволюционная этика не вызывала энтузиазма по ряду причин. Во-первых, став оправданием грубого стяжательства в предпринимательской  практике,  социал-дарвинизм  стал объектом критики большого количества людей. Стало ясно, что люди, оправдывающие свое  преуспевание эволюцией, занимаются всего лишь идейным самообслуживанием. Во-вторых, выяснилось, что многие попытки связать мораль  с биологией опирались на неадекватное понимание эволюционного процесса. Сам Спенсер утверждал, что эволюция прогрессирует от монады к человеку,  а внутри самого вида Homo от дикаря к англичанину. Следовательно, у человека есть моральный долг способствовать эволюционному процессу, если он уверен, что это может привести к чему-то более совершенному.  Однако,  теория  эволюции путем естественного  отбора сама по себе не дает прямых гарантий, что все должно становиться совершеннее. Идеи Спенсера генетически не выводятся из дарвинизма, а скорее связаны с доэволюционистскими христианскими представлениями о поступательном движении от тьмы к свету,  от зла к добру и т.п.  Третьей причиной,  по которой традиционная эволюционная этика  потерпела  поражение,  было  то, что философы  стали  в новом свете рассматривать взгляд,  впервые высказанный еще в XVII веке Давидом Юмом. Смысл его заключается в проведении четкой  границы между утверждениями факта и моральными утверждениями. Первые говорят нам лишь о том,  каковы  вещи,  моральные же утверждения являются предписаниями для действий и поступков. Утверждения о фактуальной стороне эволюционного  процесса сами по себе не могут быть императивами, вынуждающими нас к какому-либо действию.  Сам факт,  что если что-то возникло в процессе эволюции или  способствует ему, ничего не говорит о его истинности или ложности.  Так, не очень-то моральным представляется осуждать Всемирную организацию  здравоохранения  за то,  что она борется с болезнетворными вирусами - естественным явлением,  тем самым противодействуя эволюции [1].

Такое положение дел оставалось до 70-х годов нашего века. Новая концепция эволюционной этики связывается с исследователем социального поведения из Гарвардского университета Эдвардом О. Уилсоном, популяризацией  идей которого занимается канадский философ и методолог науки Майкл Рьюз.  Имя последнего ассоциируется у специалистов с таким активно развивающимся научным направлением, как

социобиология [3].


2. Отправная точка - животный мир.


Исходным пунктом анализа эволюционного взгляда  на  этические проблемы является  концепция  альтруизма  в  животном мире.  Хотя главной действующей силой эволюции и является естественный отбор, вовсе не  обязательно,  чтобы  все организмы вступали в схватку с себе подобными. Напротив, и на это указывал еще Дарвин, часто наиболее успешным является кооперирование и помощь себе подобному в борьбе за существование.  В биологии такое поведение было названо техническим термином альтруизм.  В рамках социобиологии было выдвинуто две концепции,  две модели развития альтруизма у животных: родственный отбор и взаимный альтруизм. Первый заключается в том, что при исключительных обстоятельствах для  индивида  может  оказаться более  выгодно  содействовать  воспроизводству родственных индивидов даже ценой собственной жизни. Такая модель успешно объясняла альтруизм  у общественных насекомых,  где находятся особи, жертвующие жизнь за благополучие группы; и это происходит на протяжении времени их собственного воспроизводства.  Такое поведение рабочих особей пчел является непосредственной функцией  родственного отбора  и  более эффективным способом поддержания рода,  чем собственное размножение. Альтруизм этих насекомых, следовательно, следует рассматривать  как  прямую силу естественного отбора [1].

Второй механизм, порождающий альтруизм, действует наподобие страхового полиса.  Кооперирование  животных  в  критической для всех особей ситуации значительно повышает шансы на выживание. Коренное отличие взаимного альтруизма от родственного отбора заключается в том, что первый поощряет альтруизм между  неродственниками.  При оказании помощи  ожидается  отдача,  а при родственном отборе все окупает воспроизводство родственников [1].

По мнению  ученых-социобиологов существует тесная связь между альтруизмом в  животном  мире  и  человеческой   нравственностью, поскольку соотносимы процессы, лежащие в их основе.


3. Поиск эволюционного субстрата морали.


    Связать поведение животных и моральные установки человечества должно, по мнению  социобиологов,  введенное  Э.Уилсоном  понятие "эпигенетических правил".  Под эпигенетическими правилами понимаются любые регулярности в процессе эпигенезиса, которые канализируют развитие анатомических, физиологических и поведенческих черт в определенном направлении [4].  Применимо к психологии  человека можно говорить,  что  существует ограничительное начало в психике человека ( с соответствующим субстратом в мозге), которое направляет мышление и влияет на него.

Эпигенетические правила подразделяют на первичные  и  вторичные. Первичные  эпигенетические правила управляют восприятием сырой сенсорной информации; под ними понимаются автоматические процессы, ведущие от сенсорной фильтрации к восприятию.  Результатом этой фильтрации является минимальная подверженность  варьированию благодаря обучению.  Среди первичных эпигенетических правил обнаруживается предрасположенность человека выбирать одни  определенные цвета в отличие от других или предпочитать одни вкусовые ощущения другим,  что несомненно играет в эволюции приспособительную роль. Вторичные  эпигенетические правила действуют на основе всякой информации,  появившейся в сфере восприятия, и включают в себя оценку самого восприятия.  Хороший пример - инцестный барьер, который есть практически во всех человеческих  обществах.  При  отсутствии простого генетического механизма естественный отбор привел к тому,  что мы сами отвергаем возможность создания  биологически неблагоприятного  потомства.  Благодаря культурному эффекту воспитания в детстве достигается генетическая цель [1].

Основной идеей  об эпигенетических правилах является то,  что эти правила,  или ограничения,  заложены в человеке благодаря естественному отбору  в  целях адаптации.  Мы мыслим в определенном генетически предетерминированном русле,  т.к.  биологически более благоприятно поступать так. Опираясь на все вышеизложенное, социобиологи утверждают,  что мораль  зашифрована  в  эпигенетических правилах, прежде всего во вторичных [1,2].  Однако, как сущность, так и форма этих  правил  управляется  механизмами,  порождающими альтруизм. Люди  взаимодействуют с чувством моральности,  и также поступки соответствуют нашим биологическим  интересам.  При  этом Рьюз замечает,  что люди действуют бескорыстно, не по эгоистическим убеждениям.  Чувство нашего собственного действия и поступков заложено в нас эволюционным процессом,  но не является тем, о чем мы можем принимать решение сами [1]. Здесь социобиология противопоставляет себя взглядам экзистенциалистов,  таких как Сартр, доказывавшим что человек в состоянии выбирать даже сущность моральности.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.