Все дело в делении бытия на две никак неуравновешиваемые половины, в делении бытия по-полам как по полам. Инстанция системного означающего, означая бытие, тем самым скрывает, утаивает его. Означающее, манифестируя бытие, на деле у-ничтожает его. И, повторимся, та идея центра, которая пронизывает всю символическую систему человеческого бытия, есть симулякр бытия. Нам остается в преодоление символического различия мыслить в направлении бытия. Но «мышление же начнется лишь тогда, когда мы постигнем уже, что возвеличавшийся веками разум - это наиупрямейший супостат мышления»[270].
После исчерпания имманентных ресурсов релятивисткой трансформации субъективность вылезла из своих теоретических яслей, и спроецировалась в обстоятельствах внешнего характера. Речь идет о постигнувшем Европу и мир в целом духовном кризисе, который разразившийся в XIX веке, продолжил свирепствовать в веке ХХ, ввергнув мир в две мировые войны. Глубочайшие потрясения в областях культуры, экономики, политики, науки, государственного строительства, тотальная «переоценка ценностей» в сфере морали, образование геополитического противостояния Востока и Запада - все это и многое другое связано, прежде всего, с кризисом теоретического субъекта, отражающегося во всех отраслях деятельности человека. Эпистемологическая симптоматология кризиса субъективности чрезвычайно обширна: это и «нигилизм» Ницше, и «галилеевская математизация природы», о которой говорит Гуссерль в «Кризисе европейских наук», и хайдеггеровское «забвение бытия», это, наконец, фрейдовская психопатология, которая, смыкаясь с соссюровской лингвистикой в структурном психоанализе, открывает судьбоносную роль культурного символа, который, обладая «вечно возвращающейся» структурой, оказывает на субъект тотальное влияние. Интерсубъективный символизм в его темпорализирующей функции есть модус, в котором формируется фигура «абсолютного» Другого как носителя структурообразующего сосредоточия языкового поля, которое развертывается между Я и Ты непреодолимой пропастью. Современное состояние исследования проблемы субъективности делает вывод о конечной сводимости самых глобальных проблем мира и общества к изначальной расколотости субъекта, поэтому оно занято поиском предельного, последнего символа этой расколотости.
Предельно актуальное значение проблема истории и структуры субъективности приобретает в контексте современной ситуации в мире, чья геополитическая карта характеризуется противостоянием Востока и Запада, каждый из которых можно рассмотреть как проекцию одной из составляющих сторон структуры субъективности. Недавние события в Нью-Йорке и Вашингтоне со всей очевидностью демонстрируют тот факт, что идеологические системы Востока и Запада плоть от плоти конституирующей их субъективности как центра их различия, различия «трансцендентной» воли маскулинного Востока и «трансцендентального» знака феминного Запада.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
| |Автономова Н.С. Проблемы структурного анализа в гуманитарных | | |науках. – М., 1977. | | |Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988. | | |Аристотель. Собрание сочинений в 4-х тт. – М., - 1974. | | |Барт Р. Избранные работы. – М., 1994. | | |Батай Ж. Ненависть к поэзии. – М., 1999. | | |Батай Ж. Литература и зло. -М., 1995 | | |Батай Ж. Теория религии. – Минск, 2000. | | |Бахтин М.М. Поэтика Достоевского. – М., 1995. | | |Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. | | |Башляр Г. Вода и грезы. – М., 1998. | | |Башляр Г. Психоанализ огня. –М., 1997 | | |Бенвенист Э. Общая лингвистика. – М., 1974. | | |Бёме Я. Аврора, или утренняя заря в восхождении. – М., 1991. | | |Боннар А. Греческая цивилизация.-М., 1995. | | |Бюлер К. Теория языка. – М., 1993. | | |Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994. | | |Визгин В.П. Генеалогия культуры: Ницше, Вебер, Фуко. // | | |Постижение культуры. – М., 1998. | | |Визгин В.П. Ницше глазами Делеза // Вопросы философии, 1993, № | | |4. | | |Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. – М.-Л. – 1927. | | |Волошинов В.Н. Фрейдизм. – М.-Л., - 1927. | | |Гайденко П.П. Искушение диалектикой: пантеистические и | | |гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева // Вопросы | | |философии, 1998, № 4. | | |Гайденко П.П. Онтологический горизонт натурфилософии Аристотеля | | |// Философия природы в Античности и в Средние века. Ч. 1, - М., | | |1998. | | |Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.). – М., | | |1987. | | |Гегель Г.В.-Ф. Наука логики. – СПб., 1998. | | |Гегель Г.В.-Ф. Реальная Йенская философия // Гегель Г.-Ф.-В. | | |работы разных лет, Т. 1. – М., 1972. | | |Гегель Г.В.-Ф. Сочинения в 14-ти томах. Энциклопедия философских| | |наук. Наука логики. Т. 1, М.-Л., 1930. | | |Гегель Г.В.-Ф. Феноменология духа. - СПб., 1991. | | |Гегель Г.В.-Ф. Наука Логики.-СПб.,-1997. | | |Голосовкер Я.Э. Логика мифа. – М., 1987. | | |Грякалов А.А. Структурализм в культуре 20-го века.(Историко- | | |методологические аспекты). Автореферат докторской диссертации.-| | |СПб., -1992. | | |Грякалов А.А. Структурализм в эстетике. – СПб., -1989. | | |Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984. | | |Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего | | |большинства. – М., 1990. | | |Гуссерль Философия как строгая наука. – Новочеркасск, 1994. | | |Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологической | | |философии. Кн. I. – М., 1999. | | |Гуссерль Э. Картезианские размышления. – СПб., 1998. | | |Гуссерль Э. Собрание сочинений. – Т.1. Феноменология внутреннего| | |сознания времени – М., 1994. | | |Декарт Р. Собрание сочинений в 2-х тт. – М., - 1991-1992. | | |Делез Ж. Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. – М., | | |1990. | | |Делез Ж. Логика смысла. - Екатеринбург, 1998. | | |Делез Ж. Логика смысла. - СПб., 1995. | | |Делез Ж. Представление Захер-Мазоха // Венера в мехах. Л. фон | | |Захер-Мазох. Ж. Делез. З. Фрейд. - М., 1992. | | |Делез Ж. Различие и повторение. - СПб., 1998. | | |Делез Ж. Тайна Ариадны // Вопросы философии, 1993, № 4. | | |Делез Ж. Фуко. – М., 1988. | | |Деррида Ж. О почтовой карточке. От Сократа до Фрейда и не | | |только. – Минск, 1999. | | |Деррида Ж. Письмо и различие. – СПб., 2000. | | |Достоевский Ф.М. ПСС в 30-ти тт.- Т.1-5.-Л., 1982. | | |Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. – М.,1987. | | |Жижек Славой. Возвышенный объект идеологии. – М., 1999. | | |Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - ХХ вв. – М., 1987.| | |Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. – СПб., 1994. | | |Из истории культуры средних веков и Возрождения. – М., 1974. | | |Исаков А..Н. Сухачев В.Ю. Этос сознания. – СПб, 1999. | | |Исаков А..Н. Философская аналитика объективного мотива //В сб. | | |«Метафизические исследование» № 1, СПб, 1997. | | |Исаков А..Н. Квазивременная структура исторического сознания.// | | |В сб. «Метафизические исследование» № 3, СПб, 1997. | | |Канетти Элиас. Масса и власть. – М., 1997. | | |Кант И. Критика практического разума // Кант И. Собрание | | |сочинений в 8-ми т. Т.4. – М., 1994. | | |Кант И. Критика способности суждений. – М., 1994. | | |Кант И. Критика чистого разума. – М., 1994. | | |Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Собрание | | |сочинений в 8-ми т. Т.4. – М., 1994. | | |Карсавин Л.П. Культура средних веков. – Киев, 1995. | | |Карсавин Л.П. Монашество в средние века. – М., 1992. | | |Карсавин Л.П. Святые Отцы и учители Церкви. – М.,1994. | | |Катасонов В.Н. Метафизическая математика XXVII в. – М., 1997. | | |Кожев А. Тирания и мудрость // Вопросы философии, 1998, № 6, с. | | |92-119. | | |Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума | | |после Фрейда. – М., 1997. | | |Лакан Ж. Семинары. Кн. 1. – М., 1998. | | |Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. – М., 1998. | | |Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. – М., 1995.| | | | | |Лапицкий В. В. Структура и функции субъекта познания. – Л., | | |-1983. | | |Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992. | | |Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. – М., - 1977. | | | |Лейбниц Г.Ф. Собрание сочинений в 4-х тт. – М., - 1984. | | |Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание.-М., -1980. | | |Линьков Е.С. Диалектика субъекта и объекта в философии | | |Шеллинга.-Л., -1973. | | |Линьков Е.С. Становление логической философии.// Гегель Г.В.Ф. | | |Наука логики. – СПб.,-1997. | | |Лосев А.Ф. Античная мифология в историческом развитии. – М., | | |1957. | | |Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. – М., 1993. | | |Лосев А.Ф. История античной философии. – М., 1998. | | |Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. – М., | | |1994. | | |Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993. | | |Лукач Д. История и классовое сознание – М., 1986. | | |Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы | | |философии, 1990, № 10, с. 3-18. | | |Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844-го года // Маркс| | |К. и Энгельс Ф. Сочинения. - М., 1974. т. 42. | | |Мифологический словарь. – М., 1994. | | |Молчанов В.И. Cogito. Синтез. Субъективизм // Вопросы философии,| | |1996, № 10. | | |Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров | | |западноевропейской литературы. – М., 1986. | | |Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. История: | | |миф, время, загадка. – М., 1994. | | |Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. | | |Концептуализм Абеляра. – М., 1994. | | |Ницше Ф. Воля к власти. – М., 1997. | | |Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Т.1,2. - М., 1990. | | |Петров М.К. Античная культура. – М., 1997. | | |Платон. Собрание сочинений в 4-х тт. – М., 1991-1994. | | |Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. – Томск, 1999. | | |Проблема сознания в современной западной философии М., 1989. | | |Пропп В.Н. Морфология сказки. – М., 1969. | | |Русский язык. Энциклопедия. – М., 1998. | | |Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. – М., - 1985. | | |Руткевич А.М. Психоанализ и современная философская культура. – | | |М., 1997. | | |Семиотика. – М., 1970. | | |Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. – М., | | |1993. | | |Слотердайк П. Критика цинического разума.- Екатеринбург.-2001. | | |Соссюр Ф де. Курс общей лингвистики. – Екатеринбург, 1999. | | |Спиноза Б. Этики. – СПб., -1993. | | |Средневековая архитектура и монументальное искусство.СПб., 1999.| | |Структурализм: "за" и "против". – М., 1975. | | |Танотография Эроса. – СПб., 1994. | | |Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах | | |и терминах. – СПб., 1999. | | |Ушакин С. Поле пола: в центре и по краям // Вопросы философии, | | |1999, № 5, с. 71-74. | | |Философия эпохи постмодерна. – Минск. -1996. | | |Фишер Куно. Декарт. – СПб., 1994. | | |Флоренский П.А. Смысл идеализма. – М. 1988. | | |Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1989. | | |Французская философия сегодня. Анализ немарксистских концепций. | | |– М., 1989. | | |Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции 1-15. – СПб., 1999. | | |Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции 16-35. – СПб., 1999. | | |Фрейд З. Влечения и их судьба. – М., 1999. | | |Фрейд З. Основной инстинкт. – М., 1997. | | |Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. – М., | | |1988. | | |Фрейд З. Толкование сновидений. – Ереван, 1991. | | |Фуко М. Воля к истине. – М., 1996. | | |Фуко М. Ницше, генеалогия, история // Философия истории | | |постмодерна. – Минск, 1996. | | |Фуко М. Слова и вещи. – СПб., 1994. | | |Хайдеггер М. Бытие и время. - М., 1997. | | |Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993. | | |Хайдеггер М. Избранные работы. - М., 1993. | | |Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991. | | |Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики.-М.,-1997 | | |Хейде Л. Осуществление свободы. Введение в гегелевскую | | |философию. – М., 1995. | | |Хейзинга Й. Осень Средневековья. – М., 1988. | | |Херманн Ф-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля.| | |- Томск, 1997. | | |Хюбнер Курт. Истина мифа. – М., 1996. | | |Человек и общество в античном мире. – М., 1998. | | |Шелер М. Ресентимент в структуре морали. - СПб., 1999. | | |Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - Минск, 1999. | | |Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. I-II- М., 1993. | | |Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992. | | |Шпенглер О. Закат Запада – М., 1991. | | |Экхарт М. Духовные рассуждения и проповеди. – М., 1992. | | |Элиаде М. Священное и мирское. – М., 1991. | | |Язык и человек. – М., 1970. | | |Якобсон Р. Избранные работы. – М., 1985. | | |Якобсон Р. Работы по поэтике. – М., 1987. | | |Якобсон Р. Шифтеры, глагольные категории и русский глагол // | | |Принципы типологического анализа языков различного строя. – М., | | |1972. | | |Brems М. Freicheitsphilosophie in der Neuzeit. Romstadt- 1987. | | |Freud S. Abriss der Psychoanalyse. Das Unbehagen in der Kultur.| | |F.a.M./Hamburg. 1991. | | |Freud S. Psychoanalyse. | | |Heidegger M. Jaspers K. Briefwechsel 1920-1963. – Mьnchen – | | |1992. | | |Heidegger M.Аus der Erfahrung des Denkens.- Pfьllingen- 1965. | | |Heidegger M. Nietzsche.- Bd.1-2. Pfьllingen, - 1960. | | |Heidegger M. Unterwegs zur Sprache.- Pfьllingen.- 1960. | | |Heidegger M. Vier Seminare.- Frankfurt am Mein.- 1977. | | |Heidegger M. Wegmarken – Frankfurt am Main. – 1967. | | |Ziegler S. Heidegger, Hцlderlin und aleteia. – Berlin.-1991. | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29