Рефераты. Искусство определения понятий

Понятие "золотая середина" — образ поведения, при котором избегают крайностей, рискованных решений, — отражено в следующих контекстах: "Все б — в крайностях бродить уму, а середина золотая все не давалася ему!"; "Кареты разъехались. Мать даже всплакнула: - Всегда вы умудряетесь доводить страсти до критических крайностей. Ах, Фике, как хорошо знать золотую середину...".

При изучении синонимов "пища", "продовольствие", "еда", "питание", "корм" (для животных) предлагаются пословицы: "Хлеб — всему голова" и "Грибы не сыть, а как с ними быть?". Затем учащимся младших классов дается такое задание: "попытайтесь догадаться, что в старину означало слово "сыть"? И дети должны с помощью контекста определить смысл требуемого слова "сыть".

Индуктивные определения - такие, в которых определяемый термин используется в выражении понятия, которое ему приписывается в качестве его смысла. Примером индуктивного определения является определение понятия "натуральное число" с использованием самого термина "натуральное число":

1.1- натуральное число.

2. Если п — натуральное число, то п + 1 натуральное число.

3. Никаких натуральных чисел, кроме указанных в пунктах 1 и 2, нет.

4. С помощью этого индуктивною определения получается натуральный

Ряд чисел: 1, 2, 3, 4... Таков алгоритм построения ряда натуральных чисел,

Определение через аксиомы

В современной математике и в математической логике широко применяется гак называемый аксиоматический метод. Приведем пример. Пусть дана система каких-то элементов (обозначаемых х, у, z...), и между ними установлено отношение, выражаемое термином "предшествует". Не определяя ни самих объектов, ни отношения "предшествует", мы высказываем для них следующие утверждения (аксиомы):

1.Никакой объект не предшествует сам себе.

2.Если х предшествует у, а у предшествует z, то х предшествует z.

Так с помощью двух аксиом определены системы объектов вида "x предшествует у". Например, пусть объектами х, у, z являются люди, а отношение между х и у представляет собой "х старше у", тогда выполняются утверждения 1 и 2. Если объекты х, у, z - действительные числа, а отношение "х предшествует у" представляет собой "х меньшее", то утверждения 1 и 2 также выполняются. Утверждения (т.е. аксиомы) 1 и 2 определяют системы объектов с одним отношением.

Использование определений понятий в процессе обучения

Определение через род и видовое отличие и номинальное определение широко используются в процессе обучения. Приведем ряд примеров, взятых из школьных учебников. К определениям через ближайший роя и видовое отличие можно отнести следующие: "Высшая нервная деятельность — это совокупность множества взаимосвязанных нервных процессов, протекающих в коре головного мозга"; "Наследственностью называют обшее свойство всех организмов сохранять и передавать признаки строения и функций от предков к потомству". В учебниках по неорганической химии содержится много номинальных определений понятий, например: "Удержание углем и другими твердыми веществами на своей поверхности частиц газа или растворенного вещества называется адсорбцией". В учебниках физики меньше реальных определений через род и видовое отличие и больше номинальных, например: "Температуру, при которой вещество плавится, называют температурой плавления вещества". В учебниках физики для 7 класса даны номинальные определения следующим понятиям: "теплопередача", "температура отвердевания (или кристаллизации)", "удельная теплота плавления", "испарение", "конденсация", "температура кипения", "удельная теплота парообразования", "сила тока", "электрическая сила" и многим другим. Имеются там и реальные определения. В учебниках географии, наоборот, преимущественное место занимают реальные определения через род и видовое отличие. Например: "Минерал — природное образование (тело), однородное по химическому составу и физическим свойствам". Много определений в учебниках математики, русского языка, истории, литературы. Определение понятий — один из важных и распространенных способов передачи информации в концентрированном виде.

Учитель, овладевая методикой преподавания своего предмета, должен в первую очередь организовать работу с основными, опорными понятиями и иконами, уметь выделить главное в обучении. Повышению теоретического уровня преподавания способствует четкое выделение основных понятий.

В преподавании должна проводиться целенаправленная работа по формированию основных и опорных понятий: надо не только отрабатывать признаки понятий, но и органично увязывать их содержание с современностью, с практикой, в противном случае может возникнуть формализм в знаниях учащихся.

Четкое определение понятия "культура" поможет устранить недостаток в знаниях учащихся, состоящий в том, что они редко относят развитие орудий труда, техники к достижениям культуры, ограничивая свои представления памятниками зодчества, скульптуры, книгопечатания, прикладного искусства, т.е. недостаточно глубоко изучают достижения материальной культуры. Соответственно двум основным видам производства - материального и духовного - культуру принято делить на материальную и духовную, поэтому учителя должны более четко раскрывать содержание понятий "материальная культура" и "духовная культура" и на их базе формировать более широкое понятие "культура".

В целом перед учителями стоят такие задачи: добиваться стучащихся усвоения основных понятий курса, выработки цельной системы раскрытия важнейших понятий школьных предметов, поэтапного расширения их объема и усложнения их структуры. Таков путь усвоения основных, опорных понятий, изучаемых в школьных курсах.

Приемы, сходные с определением понятий

Всем понятиям определение дать невозможно (к тому же в этом нет необходимости), поэтому в науке и в процессе обучения используются другие способы введения понятий — приемы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера и др.

Описание состоит в перечислении внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов. Описание дает чувственно-наглядный образ предмета, который человек может составить с помощью творческого или воспроизводящего представления. Описание включает как существенные, так и несущественные признаки. Приведем возможное описание картины Рафаэля Санти "Сикстинская мадонна": "Мадонна с сыном на руках, легко ступая по облакам, несет его людям. В ее лице — предвидение неизбежной гибели сына и в то же время готовность принести его в жертву во имя блага человечества. Взгляд младенца не по-детски серьезен. Сикстинская мадонна — олицетворение тревоги и скорби. Ее образ обладает большой нравственной силой".

Описания широко применяются в различных жанрах художественной литературы (например, описание Л.Н.Толстым внешности Анны Карениной, описание Н.В.Гоголем внешнего облика Плюшкина, Собакевича и других литературных героев, описание Стефаном Цвейгом облика Оноре Бальзака, облика его отца и других людей, описание пейзажей, деревьев, птиц и т.д.). В исторической литературе (описание Куликовской битвы, описание обликов военачальников, монархов и других личностей); в специальной технической литературе приводятся описания внешнего вида машин, в том числе ЭВМ, описания конструкций различных предметов (например, замков, электрохолодильников, электронагревательных приборов и др.). Часто даются описания растений, животных, полезных ископаемых

При розыске преступников дается описание их внешности, и в первую очередь особых примет, чтобы люди могли их опознать и сообщить об их месте нахождения.

Характеристика дает перечисление лишь некоторых внутренних существенных свойств человека, явления, предмета, а не описание его внешнего вида. Иногда она дается путем указания одного признака. К.Маркс называл Аристотеля "величайшим мыслителем древности", а Луначарский характеризовал Клима Самгина (героя романа М. Горького) как "микроскопическую индивидуальность на больших каблуках самомнения". К.Д.Ушинский писал: "Леность — это отвращение человека от усилий",

В книге рекордов Гиннесса (1988 г.) даны такие характеристики: "Сергей Бубка (СССР). Первый прыгун с шестом, преодолевший шестиметровый рубеж"; "Сэр Эдмунд Хиллари (Новая Зеландия). Его выдающееся достижение заключается в том, что он первым покорил Эверест"; "Самая дорогая картина "подсолнухи", одна из серии 7 картин Винсента Ван Гога, была продана на аукционе Кристи 30 марта 1987 г. в Лондоне за 22 500 000 ф. ст.".

Характеристика литературных героев дается путем перечисления их деловых качеств, моральных, общественно-политических взглядов, а также соответствующих действий, черт характера и темперамента, целей, которые они ставят перед собой. Характеристика этих персонажей позволяет четко, метко подметить типичные черты того или иного собирательного образа.

Велика роль труда в жизни человека. Необходимый для существования человеческого общества, он не менее важен для становления самой личности, ибо формирует такие качества, как самостоятельность. Инициативность, деловитость, твердость характера. Известный русский педагог К.Д.Ушинский дал труду такую характеристику: "Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь"

Часто применяется сочетание описания и характеристики. Оно используется при изучении химии, биологии, географии, истории и других наук. Например: "нефть — маслянистая жидкость, легче воды, темного цвета, с резким запахом. Главное свойство нефти горючесть. При сгорании нефть дает больше тепла, чем каменный уголь. Нефть залегает глубоко в земле". Этот прием часто используется и в художественной литературе.

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение через род и видовое отличие.

Объяснение понятия "животный мир пустыни" происходит путем перечисления видов ее обитателей: верблюд, антилопа-джейран, черепаха, яшерица варан, кулан и др. Понятие "полезное ископаемое" объясняется перечислением видов (примеров): нефть, каменный уголь, металлы и др. Разъяснение посредством примера используется и в средней школе, и в начальной.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.