Фромм стремится анализировать сложные социальные явления, вскрывая изначальные психические потребности человека, вырастающие на этой основе типы общения, типы ориентации и всякого рода патологические смещения. От причудливых светотеней психики он продвигается к описанию человеческих социальных типов.
Философская антропология Фромма включает в себя психоаналитические, экзистенциальные, собственно антропологические, марксистские идеи. Она открыта также для древней мистической традиции, для восточного оккультизма. Не приводит ли это к эффекту эскизной собирательности, или в результате рождается плодотворный синтез ? Исходные позиции философа не претерпевают существенных изменений. Доминанта философской рефлексии Фромма мучительное и напряженное постижение тайны Человека.
V. «Радикальный гуманизм» Фромма и его значение для современников.
Свою концепцию Фромм назвал радикальным гуманизмом. В перечень идейных источников, на которых основывается эта концепция, входят теории З.Фрейда, К.Маркса и И.-Я.Бахофена, а также учения таких деятелей грандиозной культурной трансформации, как иудейские пророки и Будда. Это сочетание выглядит странным. Действительно, что общего между патриархальным библейским монотеизмом, не менее патриархальным Фрейдом (кстати, отождествлявшим себя с Моисеем) - с одной стороны - и открывателем матриархата Бахофеном - с другой? Что общего между буддизмом и учением Маркса?
Идея Фромма состоит в том, что практически любое учение - как религиозное, так и светское - содержит авторитарную и гуманистическую составляющие. При этом если учение находится у власти, то начинает преобладать первая тенденция, а если в оппозиции, то преобладает вторая. Фромм считает, что реальная граница проходит не между разными учениями, а между этими двумя тенденциями во всех учениях. Он иллюстрировал эту мысль, зачитывая разным людям отрывки из "Экономическо-философских рукописей 1844 года" К.Маркса и выслушивая версии собеседников об авторстве этих отрывков. Назывались как Фома Аквинский, так и современные теологи, а популяризатор дзен-буддизма на Западе Дайсэцу Судзуки говорил, что это дзен.
Название "радикальный гуманизм" говорит само за себя, - этот подход отрицает любые надчеловеческие (не надличностные, а именно надчеловеческие) цели для человека. Приведенных выше идейных вдохновителей концепции радикального гуманизма объединяет ориентация на решительную борьбу с господствующими над людьми иррациональными силами. Зигмунд Фрейд посягнул на сферу иррациональных инстинктов, применяя к ним силу познающего разума. Карл Маркс аналогичным образом вторгся в область социальной инфернальности, стремясь к ее преодолению путем переустройства общества на основах разума и свободы. Пророки боролись против любых форм идолопоклонства, считая человека выше идолов. Иоганн Якоб Бахофен, реконструировавший эгалитарную и миролюбивую стадию в развитии общества, нанес удар по иллюзии естественности преобладания таких патриархальных ценностей, как агрессивность, эксплуатация, конкуренция и социальная иерархия. Преодоление любых иллюзий, держащих нас в плену, проповедовал Будда - радикальнейший сторонник человеческой независимости.
Сторонники радикального гуманизма отстаивают неподвластность человека никаким высшим силам. В этом состоит негативная свобода, свобода ОТ. Но у свободы есть также позитивный аспект - свобода ДЛЯ. Одна только голая свобода ОТ невыносима для человека, - утверждает Фромм в книге "Бегство от свободы". Поэтому личность, не сумев развиться до позитивной свободы и получив свободу негативную, спасается от нее, убегая в объятия новой зависимости.
Исследуя тоталитарные режимы (главным образом - на примере нацистской Германии) Фромм видит в них механизм бегства от свободы в виде подчинения человеком своей воли внешнему авторитету - партии, державе, "закону и порядку" как самоценности. Это в равной мере относится и к массам, и к вождям, - Гитлер считал себя орудием Судьбы, Нации и Природы; Сталин руководствовался интересами Государства.
В демократических режимах ХХ века Фромм также наблюдает бегство от свободы, но его механизм несколько иной. Здесь личность не подчиняет себя внешней силе, а полностью интегрируется в нее. Человек как бы облекает себя в красочную упаковку, чтобы повыгоднее "продаться" на "рынке личностей" - при устройстве на работу, завязывании деловых знакомств и т.п. Этот тип характера Фромм называл конформистским (в других работах - рыночным).
Не на социальном, а на личностном плане вариантом бегства от свободы является наркомания, и с тем же разрушительным эффектом.
На основе изложенного постараюсь сформулировать своё представление о движении за социальную реконструкцию на принципах радикального гуманизма:
· Это движение должно содействовать развитию условий для максимальной реализации творческого потенциала людей. Только в гнилом гуманизме "увяла плоть и дух погас" (А.Блок), у гуманизма радикального цель противоположная.
· Движение должно стараться содействовать тому, чтобы человеческая цивилизация с минимальными жертвами и разрушениями прошла через горнило грядущих испытаний. Одна из главных задач движения в России - сохранить ее пока еще высокий культурный, образовательный и экологический потенциал и тем самым предотвратить окончательное сползание страны в "третий мир". Тогда, находясь в стороне от линии противостояния "Север-Юг", Россия сможет избежать многих жертв, а также помочь другим странам в будущем Возрождении.
· Активность движения должна проявляться в сферах педагогики и культуры. При этом культура понимается в наиболее широком смысле, включающем и экологическую культуру, и культуру самоуправления.
· Движение не должно быть зациклено на догмах - на обладании "единственно верным учением". Необходим творческий диалог и сотрудничество со всеми живыми силами.
· Движение должно стремиться не к эффектности, но к эффективности своей практики.
· Необходимо гармоничное сочетание общественной деятельности с физическим и духовным саморазвитием. Ганди очень верно говорил, что мы должны сами быть тем изменением, которое хотим видеть в мире. Лично мне хотелось бы видеть будущее как "свободное общество гармоничных личностей" (П. Рябов), а не как тусовку панков или сообщество революционных фанатиков.
Литература
1. Фромм Э. Душа человека. Москва, 1992. ( включает работы "Искусство любить", "Душа человека", "Забытый язык", "Концепция человека у Маркса" и др. ) 2. Фромм Э. Иметь или быть ?. Москва, 1986. 3. Критическая статья д-ра фил. наук П.С. Гуревича в книге Э. Фромма "Бегство от свободы" (Москва, 1990) 4. Современная западная философия: словарь / сост. Малахов В.С., Филатов В.П. Москва, 1991. 5 Неофрейдизм в поисках “истины” (Иллюзии и заблуждения Эриха Фромма). Добреньков В.И. Москва, 1974; 6 Эрих Фромм: Страницы документ, биогр. Функ Р. Москва, 1991; 7 Западная философская антропология: от Фейербаха к Фромму. Любутин К.Н., Грибакин А.В. Екатеринбург, 1994; 8 Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. Москва, 1995; 9 Иcтория теоретической социологии в 3-х томах, Москва, 1997; 10 Философская энциклопедия в 5-ти томах, Москва ,1960; 11 Фромм Э. “Искусство любви”. Минск, 2000
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5