Рефераты. Философское учение об обществе

Итак, общество — это открытая, динамическая, нелинейная, самоорганизующаяся система.

Если общество рассмотреть в системно-синергетическом контексте, то можно предложить следующие его характеристики.

1. Как открытая система общество взаимодействует с внешней средой (природой). Механизмом этого взаимодействия является материальное производство, благодаря которому происходит производство, обмен и распределение материальных благ.

2. Общество — самоорганизующаяся система, поэтому оно строится как иерархическая система. В связи с этим отношения, возникающие между элементами общества, приобретают властный характер, что ведет к возникновению такого элемента, как политика.

3. Общество как самоорганизующаяся система порождает различные виды социальной информации (например, язык, знаковые элементы). Поскольку эта информация имеет смысл, то на ее основе возникает такое явление, как культура.

4. Общество — система нелинейная, поэтому оно развивается многовариантно, многолинейно. В этом состоит отличие данной точки зрения, например, от концепций Г. Гегеля и К. Маркса, где история общества монолинейна, или взглядов О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Данилевского, где история полилинейна, то есть каждое общество (культура, цивилизация) имеют свою неповторимую судьбу. Свидетельством многолинейности общественного развития являются, например, отличия, которые существовали и существуют между европейским и восточным путями развития, между типами исторического развития Австралии, Африки, Южной Америки.

Поскольку общество развивается как самоорганизующаяся система, постольку в нем объективно действует случайность, возникают флуктуации, то есть изменения, колебания. Тем самым происходят быстрые, скачкообразные преобразования общественных систем. Из сказанного следует, что будущее и отдельных стран, и всего человечества не является предопределенным.


Вопрос № 2

Структура общества и его иерархические уровни

Структура общества


Поскольку общество — это система, то оно представляет собой совокупность элементов. Каковы же эти элементы?

Во-первых, следует ответить на вопрос: кто действует в обществе, то есть кто является субъектами общественной деятельности. Субъекты бывают индивидуальные (например, человек, личность, индивид) и коллективные (например, человечество, группа, семья, армия, народность, род, племя, нация, партия, организация).

Во-вторых, надо ответить на вопрос: где действуют субъекты, то есть каковы сферы их деятельности? В процессе жизни люди производят вещи и предметы для удовлетворения своих потребностей, познают мир, воспитывают детей, разрешают конфликты, создают произведения искусства. Эти виды деятельности часто именуются сферами человеческой деятельности: материальное производство жилищ, продуктов питания, одежды; духовное производство — мораль, искусство, религия, философия, а также такие сферы, где материальное и духовное производство находятся в тесной связи, например, наука, экономика, политика, управление.

В-третьих, надо выяснить: с помощью каких средств субъекты осуществляют свою деятельность, то есть каковы механизмы деятельности? Люди производят материальные и духовные ценности, общаются друг с другом, решают всевозможные возникающие проблемы с помощью орудий труда, техники, социальных организаций, законов, обычаев, традиций. Это также элементы общества.

В-четвертых, требуется ответить на вопрос: в какие отношения вступают субъекты общественной жизни? Можно выделить четыре основных типа общественных отношений, которые также являются элементами общества.

Экономические — связаны с производством материальных благ, их обменом и распределением, отношения по поводу собственности.

Культурно-идеологические — связаны с социализацией человека, развитием его задатков и способностей. Эти отношения складываются в сфере образования, науки, искусства, морали, религии, спорта. Например, моральные, эстетические, религиозные отношения.

Политические — это отношения между субъектами; связаны с деятельностью по управлению различными сферами общественной жизни (экономика, наука, воспитание). Ядром этих отношений является борьба за власть.

Социальные — отношения общественного равенства и неравенства между субъектами (группы, классы), занимающими разное положение в обществе.

В-пятых, к элементам общества относятся социальные процессы. Социальный процесс — это изменения, связанные с развитием и функционированием общества. Выделяют различные виды подобных процессов: эволюция, модернизация, реформа, революция, война, политическая борьба.

Итак, общество — это самоорганизующаяся нелинейная система, представляющая совокупность человеческих индивидов, связанных способами совместной деятельности (охота, земледелие, промышленное производство, управление и т.д.), отношениями, процессами и объединенных в общности, например, род, племя, нация, семья, социальная группа.

В сокращенном варианте данное определение предстает следующим образом: общество — самоорганизующаяся нелинейная система, представляющая совокупность людей, связанных способами совместной деятельности, отношениями, процессами и объединенных в общности.


Иерархические уровни общества


Ранее была проведена операция выявления и классификации основных групп элементов общества. Однако эти элементы имеют определенную иерархию — расположение в определенной последовательности от высшего к низшему или наоборот.

Из каких иерархических уровней, то есть подсистем, состоит общество? Обычно выделяют четыре подсистемы или иерархических уровня общества — материальная, социальная, политическая и духовная.

Что собой представляют названные уровни общества? Из каких элементов они состоят? Какие функции они выполняют в социуме? Ответы на эти вопросы излагаются далее.


Вопрос № 3

Материальная жизнь общества. Роль техники в развитии общества

Материальная жизнь общества


Материальная жизнь общества — сфера общественной жизни, связанная с производством материальных ценностей и удовлетворением материальных потребностей людей. Обычно выделяют следующие элементы материальной жизни общества.

Материальные потребности. Потребность — это состояние субъекта, при котором он испытывает нужду или недостаток в чем-либо, необходимом для нормального функционирования. Примеры материальных потребностей: потребность в пище, одежде, жилище, технических устройствах и т. д.

Материальная деятельность — процесс, связанный с производством материальных ценностей. Главным элементом материальной деятельности является материальное производство. Это процесс, с помощью которого люди преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей.

Материальные отношения — это связи, возникающие между субъектами в материальной жизни общества. К ним относятся: 1) производственные отношения; 2) производительные силы; 3) организационно-технические отношения (например, отношения между конструктором и наладчиком, бригадиром и членами бригады).

Материальные условия жизни (быт): занятия домашним трудом, семейное обслуживание, удовлетворение физиологических потребностей.

Техника и ее роль в развитии общества

Данная проблема имеет отношение к такому направлению философских исследований, как философия техники. В рамках этого направления техника и технологии исследуются в различных аспектах: методологическом, социальном, политическом, эстетическом, аксиологическом.

Например, методологическое направление исследований техники и технологий акцентирует внимание на изучении последствий внедрения во все сферы жизни компьютерной техники. Это принципиально меняет не только производство, но и сферу образования, профессиональной подготовки, политические структуры общества, отношения индивида и общества. Аксиологический, культурологический аспекты ориентированы на изучение причин противоречий, возникших в современную технотронную эру, например, глобальные проблемы и пути их разрешения.

Техника (от греч. techne — искусство, мастерство) — совокупность средств деятельности, направленных на изменение мира (предметов, вещей) в соответствии с потребностями и желаниями человека.

По функциональному признаку выделяют следующие основные виды техники: производственная техника, техника транспорта и связи, науки, военная техника, техника образования, культуры, быта, медицинская техника, техника управленческого аппарата.

Существуют разные точки зрения по поводу роли техники в развитии общества. Можно выделить четыре основные позиции по этому вопросу.

1. Отрицательное отношение к технике. Иногда оно выступает в виде технофобии. Это понятие означает, что мир техники воспринимается человеком как угроза его бытию. Имеется в виду, что техника не является абсолютным благом, она порождает множество побочных негативных эффектов. Например, французский философ Ж. Эллюль и представитель Франкфуртской школы Т. Адорно еще в первой половине XX в. обращали внимание на то, что машинная цивилизация подавляет гуманистические идеалы и нравственность, ведет к утрате человеческой индивидуальности.

Возрастающий страх перед войной и возможностью применения в глобальных масштабах ядерного оружия привел к тому, что техника часто рассматривается как враждебная человеку сила. Она все более выходит из-под контроля человека. Более того, она начинает угрожать существованию всего человечества (например, возникновение глобальных проблем современности). Представители такой точки зрения называют технику «демонической» или «апокалипсической» силой. Термин «апокалипсический» означает период времени, когда человеческому существованию угрожают различные могучие и страшные силы (например, атомная бомба, загрязнение окружающей природы). Употребляя этот термин, часто имеют в виду четырех апокалипсических всадников, о которых говорится в шестой главе Откровений Иоанна: чума, война, голод, смерть. Таким образом, поскольку техника — это демоническая сила, способная уничтожить человечество или изменить человеческую природу, постольку она способна вызывать экзистенциальный страх — страх за существование. Причем от этого страха практически невозможно избавиться, если цивилизация будет и далее развиваться по пути развития техники. Этот страх превращается в настоящую болезнь.

2. Положительное отношение к технике как главной помощнице человека начало формироваться с конца XVII в. и имеет много приверженцев сегодня. Представители этой точки зрения обращают внимание на то, что развитие техники способствует: 1) повышению производительности труда; 2) замещению техническими средствами многих трудовых функций человека; 3) постепенному, но неуклонному вытеснению человека из самых опасных, трудоемких процессов материального производства, когда он перестает быть «механическим орудием»; 4) усилению многих человеческих возможностей (физическая сила, быстродействие, счет, память).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.