Рефераты. Философия как особый тип мировоззрения

Заблуждение - это такое содержание человеческого знания, в котором действительность воспроизводится неадекватно и не соответствует действительности. Заблуждение - это неумышленное искажение действительности в представлениях субъекта. Оно имеет определенные закономерные основания для своего существования, будучи необходимым моментом и результатом познания и практики. Нет и быть не может отдельно абсолютной истины и отдельно относительной. Существует одна истина - объективная по смыслу, которая является диалектическим единством абсолютного и относительного, т.е. является истиной абсолютной, но относительно определенных границ. Относительная истина с необходимостью содержит в себе момент абсолютной, предопределяет и предусматривает ее. Абсолютная истина, в свою очередь, дается человеку лишь через относительные истины, которые находятся в бесконечном процессе постоянного развития.

Объективная истина, таким образом, является диалектическим единством абсолютного и относительного, а абсолютизация одного из этих моментов превращает истину в ее противоположность - в заблуждение. Поэтому необходимым, существенным признаком объективной истины есть ее конкретность. Релятивизм признает только относительную истину, догматизм- абсолютизация абсолютных истин.Которые же причины возникновения и существование заблуждение? Это обусловлено закономерностями развития как самого познания, так и его основы - практики. В процессе познания субъект, вступая в сферу неизвестного, вынужден применять те знания и средства познания, какие произведенные в других исторических условиях предыдущими поколениями, и распространять их на качественно новые объекты и новые условия. В результате само прогрессивное развитие науки может порождать и довольно часто порождает заблуждение. Но практическая деятельность не может ждать, пока будут получены более глубокие знания, и постоянно подвергать сомнению их истинность. Она вообще не могла бы функционировать и развиваться. Практика нуждается в немедленном применении всех имеющихся знаний как целиком полных, совершенных, как якобы они есть объективно истинными.

Практика - материальная, предметно- чувственная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества. Формы практики: 1.материально- производственная 2.социально-политическая деятельность 3.научный эксперимент.

Для выполнения действий использующего, репродуктивного уровня практики нет потребности овладевать знаниями сущности самого действия, достаточно иметь лишь "рецепт", "формулу", "алгоритм" получение с помощью этого действия полезного эффекта. Самая по себе деятельность используемого уровня практики имеет большое значение в жизни общества, но ее непосредственная, эффективность, будучи абсолютизированной, порождает отождествление этого уровня с практикой как таковой, с сущностью практики. В результате сущность практики сводится к ее низшему уровню, а истинность знания - к полезному эффекту при его применении.

Практика выполняет функцию критерия истины как целостный процесс в диалектическом единстве преобразующего (продуктивного) и используя (репродуктивного) уровней. Тем не менее, даже в единстве двух своих основных уровней, практика все же не может быть абсолютным критерием истины, поскольку она всегда является практикой определенного исторического этапа развития. Полным и абсолютным критерием она могла бы быть лишь как целостный исторический процесс, в котором осуществляется постоянное расширение сферы '"очеловечение" мира через призму прошлого, современного и будущего. Но практика, которая самая является историческим процессом, всегда функционирует как диалектическое единство абсолютного и относительного.

Роль практики:

1. это основа познания (дает материал науке, указывает на предмет изучения)

2.Практика - движущая сила познания

3.Это цель познания

4. Это критерий истины

Тем не менее, как известно, есть философы (представители рационализма XVII- XVIII ст., позитивизма, некоторые философы-марксисты), которые на основе того, что логическое доведение имеет широкое и многогранное применения в научном познании, утверждают, что и логика является критерием истины, так как истинность логических форм может определяться их взаимной логической связью и взаимным соответствием.

В противоположность рационализма, эмпирическое направление в гносеологии, разрабатывая в принципе правильное учение о чувствительном происхождении наших знаний, доходит, тем не менее, ошибочного вывода, который истинность любых теоретических построений может быть проверена лишь путем их сравнения с исходными данными чувствительного опыта. Между тем история науки свидетельствует, что ее величайшие достижения довольно часто противоречат исходным чувствительным данным. Это разногласие между теорией и чувствительными данными совсем не означает ошибочности ни того, ни другого. Решение этого разногласия предусматривает применение критерия практики.


Билет 9. Закон единства и борьбы противоположностей


Это главный закон. Он показывает, в чем источник движения. В нем выражена суть, душа диалектики.

Все явления раздваиваются на противоположности. Между ними идет борьба, которая заканчивается в какой-то момент гибелью данного явления, данного качества, данной меры и возникновением нового явления, нового качества, новой меры.

Ленин считал, что этот закон имеет двухстороннюю структуру:

1) единство противоположностей (оно временно, релятивно);

2) борьба противоположностей (она абсолютна, постоянна).

Виды диалектических противоположностей


— плюс и минус;

— умножение и деление;

— дифференцирование и интегрирование в математике;

— ассоциация и диссоциация атомов в химии;

— ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть в биологии;

— классы в человеческом обществе;

— категории количества и качества тоже являются противоположностями.

Гегель говорил: «Было бы непростительной роскошью удалять из мира противоречия. Любое различие уже есть противоречие». В процессе развития любого явления борьба противоречивых тенденций проходит несколько стадий:

1) различие;

2) собственно противоречие;

3) противоположность.

Противоположность — это высокая ступень развития противоречия. Очень важно обратить внимание на одно обстоятельство (понимание его поможет разобраться в сущности третьего закона диалектики), а именно то, что любое явление в процессе развития имеет тенденцию к превращению в свою противоположность.

До сих пор мы говорили о видах противоположностей. Теперь поговорим о видах их единства.

Виды единства противоположностей

1. Подразделяются на:

а) внутреннее единство (это такое единство противоположностей, при котором соотносящиеся стороны неразрывны, и каждая сторона включает в себя другую);

б) внешнее единство (когда предметы или явления механически, формально соединены в одно целое. Во внешнем единстве одна противоположность может существовать без другой. Это мнимое единство.

2. Подразделяются на:

а) живое единство (это такое единство, когда противоречивые стороны находятся в процессе развития, движения. Происходит становление предмета или явления. В живом единстве есть собственные элементы отрицания этого единства).

б) мертвое единство (такое единство, в котором противоречивые стороны не находятся в процессе развития, когда не происходит становления предмета или явления. В мертвом единстве нет внутренних элементов своего отрицания.

3. Подразделяется на:

а) положительное единство (это такое единство, при котором имеется основание для поступательного развития явления);

б) отрицательное единство (это такое единство противоположностей, при котором нет оснований для поступательного развития),

В общем, есть диалектическое единство противоположностей, при котором одна противоположность не только не может существовать, но даже и не мыслима без другой (например, «наследственность и изменчивость», «жизнь и смерть» и т. д.), а есть механическое единство, при котором одна противоположность без другой при их разъединении продолжает существовать (например, карандаш красный с одной стороны и синий — с другой).

Подведя эти примеры под перечисленную выше классификацию, отметим, что диалектическое единство противоположностей есть единство внутреннее, живое, положительное, а механическое единство противоположностей есть единство внешнее, мертвое, отрицательное.

Теперь о разрешении противоречий.

Можно ли примирить противоречия? Нет, их можно только разрешить. В общественной жизни те противоречия, которые разрешаются с помощью конфликта, называются антагонистическими; те же, которые разрешаются без конфликта, называются неантагонистическими.

Антагонистические противоречия — это противоречия по коренным вопросам развития, неантагонистические — по временным, преходящим. Официальная философская наука, находившаяся под контролем руководства КПСС, длительное время считала, что антагонистические противоречия свойственны только эксплуататорским обществам, а неантагонистические- социализму. Однако историческая практика показала, что капитализм может без конфликта частично разрешать даже свое основное противоречие — между трудом и капиталом (с помощью процесса акционирования капитала), а противоречия социализма имели все большую и большую тенденцию к приобретению антагонистического характера.

В настоящий момент все громче раздаются голоса некоторых советских ученых (например, академика А.Н. Яковлева), что Маркс, Энгельс, Ленин, будучи в плену классового подхода к анализу явлений действительности, абсолютизировали борьбу противоположностей и не уделили достаточного внимания проблеме их единства, и тем самым они надолго отодвинули решение вопроса гармонизации интересов различных общественных сил.


Билет 10. Диалектика качественных и количественных изменений


Этот закон показывает, как происходят изменения. Для понимания этого закона надо усвоить некоторые понятия.

1. Качество — это внутренняя определенность предмета, существенная и относительно устойчивая.

Качество не надо путать со свойством. Свойство — это качество в его внешнем проявлении.

В рамках одного и того же качества могут меняться отдельные свойства. Например, у одного и того же человека могут меняться черты характера. В рамках одного качества — капитализма на различных ступенях его развития, могут меняться такие, например, свойства, как характер конкуренции.

2. Количество — это внешняя определенность предмета, которая характеризует предмет со стороны степени развития его свойств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.