Рефераты. Философия и методология науки

в) Третий тип обнаруживается при объединении норм и идеалов из принципиально различных форм человечес­кой деятельности.

Уже давно вненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные формы вненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то из­начально имеющейся в них потребности. Можно сказать, что вывод, который разделяется современно мыслящими учеными, понимающими всю ограниченность рационализ­ма, сводится к следующему. Нельзя запрещать развитие вненаучных форм знания, как нельзя и культивировать сугубо и исключительно псевдонауку, нецелесообразно также отказы­вать в кредите доверия вызревшим в их недрах интересным идеям, какими бы сомнительными первоначально они ни казались. Даже если неожиданные аналогии, тайны и исто­рии окажутся всего лишь «инофондом» идей, в нем очень остро нуждается как интеллектуальная элита, так и много­численная армия ученых.

Достаточно часто звучит заявление, что традиционная на­ука, сделав ставку на рационализм, завела человечество в ту­пик, выход из которого может подсказать вненаучное зна­ние. К вненаучным же дисциплинам относят те, практика которых основывается на иррациональной деятельности -на мифах, религиозных и мистических обрядах и ритуалах. Интерес представляет позиция современных философов на­уки, и в частности П. Фейерабенда, который уверен, что эле­менты нерационального имеют право на существование внутри самой науки.

Развитие подобной позиции можно связать и с именем Дж. Холтона, который пришел к выводу, что в конце XX сто­летия в Европе возникло и стало шириться движение, провоз­гласившее банкротство науки.

Мнение о том, что именно научные знания обладают боль­шей информационной емкостью, также оспаривается сторон­никами подобной точки зрения. Наука может «знать меньше» по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать жесткую проверку на до­стоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально ис­тинная информация может оказаться за пределами науки.

Иногда вненаучное знание именует себя как Его Величе­ство Иной способ истинного познания. И поскольку интерес к многообразию форм вненаучного знания в последние годы повсеместно и значительно возрос, а престиж профессии ин­женера и ученого значительно снизился, то напряжение, свя­занное с тенденцией ухода во вненауку, возросло.


§ 3. Возникновение предпосылок научных знаний в древнем мире и в средние века


В древнеегипетской цивилизации возник сложный аппа­рат государственной власти, тесно сращенный с сакральным аппаратом жрецов. Носителями знаний были жрецы, в зави­симости от уровня посвящения обладавшие той или иной суммой знаний. Знания существовали в религиозно-мисти­ческой форме и поэтому были доступны только жрецам, которые могут читать священные книги и как носители практи­ческих знаний иметь власть над людьми.

Как правило, люди селились в долинах рек, где близко вода, но здесь и опасность - разливы рек. Поэтому возника­ет необходимость систематического наблюдения за явления­ми природы, что способствовало открытию определенных связей между ними и привело к созданию календаря, откры­тию циклически повторяющихся затмений Солнца и т. д. Жрецы накапливают знания в области математики, химии, медицины, фармакологии, психологии, они хорошо владеют гипнозом. Искусное мумифицирование свидетельствует о том, что древние египтяне имели определенные достижения в области медицины, химии, хирургии, физики, ими была разработана ирридодиагностика.

Так как любая хозяйственная деятельность была связана с вычислениями, то был накоплен большой массив знаний в области математики: вычисление площадей, подсчет произве­денного продукта, расчет выплат, налогов, использовались пропорции, так как распределение благ велось пропорцио­нально социальным и профессиональным рангам. Для прак­тического употребления создавалось множество таблиц с го­товыми решениями. Древние египтяне занимались только теми математическими операциями, которые были необходи­мы для их непосредственных хозяйственных нужд, но никог­да они не занимались созданием теорий - одним из важней­ших признаков научного знания.

Шумеры изобрели гончарный круг, колесо, бронзу, цветное стекло, установили, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 мину­там, 41 секунде (для справки: современное значение - 365 дней 5 часов, 48 минут, 46 секунд), ими была создана оригинальная концепция Me, содержащая мудрость шумерской цивилиза­ции, большая часть текстов которой не расшифрована.

Специфика освоения мира шумерской и другими цивилиза­циями Древней Месопотамии обусловлена способом мышления, в корне отличающимся от европейского: нет рационального

исследования мира, теоретического решения проблем, а чаще всего для объяснения явлений используются аналогии из жизни людей.

Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. В нем, как прави­ло, происходит отождествление различных предметов, явле­ний, событий (Солнце = золото, вода = молоко = кровь). Для отождествления необходимо было овладеть операцией выде­ления «существенных» признаков, а также научиться сопо­ставлять различные предметы, явления по выделенным при­знакам, что в дальнейшем сыграло значительную роль в ста­новлении знаний.

Формирование отдельных научных знаний и методов свя­зывают с тем культурным переворотом, который произошел в Древней Греции. Что же послужило причиной культурного переворота?

Рассматривая переход от традиционного общества к не­традиционному, в котором возможно создание науки, разви­тие философии, искусства, нужно отметит что для традиционного общества характерна лично-именная и про­фессионально-именная трансляция культуры. Общество та­кого типа может развиваться либо через совершенствование приемов и орудий труда, повышение качества продукта, либо за счет увеличения профессий путем их отпочкования. В этом случае объем и качество знаний, передаваемых из по­коления в поколение, увеличивается благодаря специализа­ции. Но при таком развитии наука появиться не могла, ей не на что было бы опереться, уж ли не на знания и навыки, пе­редаваемые от отца сыну? Кроме того, в таком обществе не­возможно совмещение разнородных профессий без умень­шения качества продукции. Что же тогда послужило причи­ной разрушения традиционного общества, положило конец развитию через специализацию?. Такой причиной стал пират­ский корабль. Для людей, живущих на берегу, всегда существует угроза с моря, поэтому гончар, плотник обязательно должен быть еще и воином. Но и пираты на корабле - это тоже бывшие гончары и плотники. Следовательно, возника­ет настоятельная необходимость совмещения профессий. А защищаться и нападать можно только сообща, значит, необ­ходима интеграция, которая гибельна для профессионально дифференцированного традиционного общества. Это означа­ет и возрастание роли слова, подчиненность ему (одни реша­ют, другие исполняют), что впоследствии приводит к осозна­нию роли закона (номоса) в жизни общества, равенства всех перед ним. Закон выступает и как знание для всех. Система­тизация законов, устранение в них противоречий - это уже рациональная деятельность, опирающаяся на логику.

В некоторых концепциях упор делается на особеннос­ти общественной психологии древних греков, обусловлен­ные социальными, политическими, природными и другими факторами.

Около V в. до н. э. усиливаются демократические тенден­ции в жизни греческого общества, приводящие к критике ари­стократической системы ценностей. В это время в социуме стали стимулироваться творческие задатки индивидуумов, даже если сначала плоды их деятельности были практически бесполезны. Стимулируются публичные споры по проблемам, не имеющим никакого прямого отношения к обыденным ин­тересам спорящих, что способствовало развитию критичнос­ти, без которой немыслимо научное познание. В отличие от Востока, где бурно развивалась техника счета для практичес­ких, хозяйственных нужд, в Греции начала формироваться «наука доказывающая».

В истории науки, существует два метода форми­рования знаний, соответствующих зарождению науки (преднауки) и науки в собственном смысле слова. Зарождающаяся наука изучает, как правило, те вещи и способы их изменений, с которыми человек многократно сталкивается в своей прак­тической деятельности и обыденном опыте. Он пытается строить модели таких изменений для предвидения результатов своих действий. Деятельность мышления, формирующаяся на основе практики, представляла идеализированную схему практических действий. Так, египетские таблицы сложения представляют типичную схему практических преобразований, осуществляемых над предметными совокупностями. Такая же связь с практикой обнаруживается в первых знаниях, которые относятся к геометрии, основанной на практике измерения земельных участков.

Способ построения знаний путем абстрагирования и сис­тематизации предметных отношений наличной практики обеспечивал предсказание ее результатов в границах уже сло­жившихся способов практического освоения мира. Если на этапе преднауки как первичные идеальные объекты, так и их отношения (соответственно смыслы основных терминов язы­ка и правила оперирования с ними) выводились непосред­ственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания (языка) формировались новые идеальные объекты, то теперь познание делает следующий шаг. Оно начинает стро­ить фундамент новой системы знания как бы «сверху» по от­ношению к реальной практике и лишь после этого, путем ряда опосредствований, проверяет созданные из идеальных объек­тов конструкции, сопоставляя их с предметными отношени­ями практики.

При таком методе исходные идеальные объекты черпают­ся уже не из практики, а заимствуются из ранее сложивших­ся систем знания (языка) и применяются в качестве строи­тельного материала для формирования новых знаний. Эти объекты погружаются в особую «сеть отношений», структуру, которая заимствуется из другой области знания, где она пред­варительно обосновывается в качестве схематизированного образа предметных структур действительности. Соединение исходных идеальных объектов с новой «сеткой отношений» способно породить новую систему знаний, в рамках которой могут найти отображение существенные черты ранее не изученных сторон действительности. Прямое или косвенное обо­снование данной системы практикой превращает ее в досто­верное знание.

В развитой науке такой способ исследования встречается буквально на каждом шагу. Так, например, по мере эволюции математики числа начинают рассматриваться не как прообраз предметных совокупностей, которыми оперируют в практике, а как относительно самостоятельные математические объек­ты, свойства которых подлежат систематическому изучению. С этого момента начинается собственно математическое ис­следование, в ходе которого из ранее изученных натуральных чисел строятся новые идеальные объекты. Применяя, напри­мер, операцию вычитания к любым парам положительных чисел, можно было получить отрицательные числа при вычи­тании из меньшего числа большего.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.