Рефераты. Эрос как страсть

Баттон Дж. из книги «Стать ближе. Секс, любовь и здравый смысл»


Способность любить и добиваться любви является прямым следствием понимания того, что мы сами по себе достойны любви и можем любить. Легко сказать! Нам всем вдолбили, что любить все, что касается ношей собственной сексуальности подо­зрительно, если не насквозь греховно. Когда же речь идет о любви к своему собственному телу, сексуальность оказывается лишь небольшой частью проблемы любви к себе самому, такому, каков ты есть на самом деле. Вспомните, когда это было такое, чтобы вы смотрелись в зеркало и вам было приятно смотреть на свое отражение, отражение красивого улыбающегося человека. Скорее всего, наоборот, вы хмурились и находили целый букет изъянов.

Целый комплекс причин не дает нам полюбить свое тело. Но если мы сами себя не любим, как можно надеяться, что кто-то сможет полюбить, нас? Что, черт возьми, смогут они в нас найти?

Многим из нас столько раз указывали на недостатки, что не стоит удивляться тому, как сложно бывает нам почувствовать радость от вида собственного тела. Модели, на которые мы вроде бы должны равняться - красавицы и красавцы с фотографий из журналов и с телеэкрана - совсем не похожи на нас. Нет у них таких проблем с фигурами, как у нас. Нам к тому же приходится носить стесняющие одежды и есть нездоровую пищу, а потом лечиться от последствий гиподинамии и неправильного питания. Неудивительно, что приходит на ум мысль о заговоре с целью заставить нас почувствовать, что мы не того размера, не того телосложения, что мы противные, больные, нежеланные. Это не только похоже на заговор, это и есть заговор. Чтобы продать нам что-то, меняющее тело, будь то продукты, модная одежда или лекарства, компаниям-производителям приходится убеждать нас, что без их продукций мы ненормальны и ненатуральны, и ситуацию может спасти только приобретение их товаров.

Неестественно висит грудь? - убедим-ка женщину купить дорогой бюстгальтер, чтобы поднять ее. У него нелады с эрекцией? - продадим ему порнографический журнал и какой-нибудь крем вроде. «Хот-джок» для усиления потенции, чтобы у него все наладилось. Трудно раскрыть этот заговор, ведь она мало, когда видит груди других женщин, кроме как в журналах и туристических буклетах, где модели подбирают так, чтобы поддержать миф о стандартно красивом бюсте. Он же, возможно, никогда не видел чужую эрекцию, кроме как в порнографических журналах с их тщательно выверенными, позами.

Каждый хорош сам по себе, каков он есть. Конечно, может быть наши тела только выиграют от более здоровой пищи, большего количества физических упражнений, прогулок по свежему воздуху, однако, любить себя таким, какой ты есть, -это фундаментальное условие для наслаждения близостью. Берегитесь стандарта, все мы разные! Избегайте чувства неу­довлетворения своим телом - это почти наверняка результат того, что другие предъявляют к вам невыполнимые требова­ния. Не тратьте больших денег на средства , улучшающие ваш вид, - деньги не купят вам любовь.

Если любить свое тело нелегко, то полюбить свою сексу­альность еще труднее. Для большинства из нас открытие половых отличии в детстве было делом тайным и греховным.


Вопрос 5: Что такое любовь?


Древние философы высоко отзывались и о духе человека. Они говорили о достоинстве человека, о предназначенности любого его свойства. Любовь соответственно воспринималась как глубокое чувство, освященное богами. У изголовья влюбленных стояла Афродита, которая благословляла сближение тел и душевное влечение как радость жизни.

Постепенно в сознании античных греков возникло различие между любовью плотской и духовной. Чувственное влечение отражает представление о красоте человеческого тела. Поэтические переживания все более индивидуализируются. Платон полагал, что наслаждение, к которому стремится че­ловек, должно быть в определенной степени обуздано. Аристотель же в противовес ему считал, что услаждение тела есть все-таки благо...

Однако любовь - это не только вихрь наслаждений. К концу древней эпохи эллинское представление о человеке сменилось другим воззрением. Сенека, например, не мог совместить моральные нормы стоиков с господствовавшим благоговением перед человеческой природой и чувственным наслаждением. Он отверг идею благости человеческого существа, Убеждение, согласно которому индивид нравственно нестоек и не может противостоять всесильному пороку, подвело Сенеку к мысли, что в самом человеке гнездятся неразумие, греховность. Поэтому тело может рассматриваться лишь как временное хранилище для души. Ей же надлежит бороться с телом, ибо плоть приносит человеку одни муки. Культ тела сменился прославлением нетленной души, которая понималась как чистая и неприкосновенная.

Любовь имеет в качестве истока сексуальности чувственность. Но не исчерпывается ею. В ней есть нечто неизмеримо большее. Союз душ, самораскрытие личности. Поэтому древние греки различали разные формы любви. Выделяли, - например, Эрот — обожествленный эрос. Или любовь — страсть, которая отождествлялась с безрассудством. Безум­ная любовь предполагала отчужденность, отреченность от разума. Отмечалась любовь как влечение, без роковых последствий. В целом же человеческая субъективность понималась как сплетение ума, страстей и воли.

(Гуревич П. С.)




Куттер П. «Любовь, ненависть, зависть, ревность»


Любовь в своей активной и пассивной формах, когда в первом случае любят, а во вто­ром — позволяют себя любить, а также в своем кратковременном варианте — влюбленности, и варианте дли­тельном — страстной любви, занимает привилегированное положение в азбуке страстей.

Как показывает обыденная жизнь и психотерапевтическая практика, люди не становятся счастливыми от секса и порнографии. Современные молодые люди живут, раскрепощено, с легкостью меняя одного полового партнера за другим. Их практически не беспокоит чувство вины, досаждавшее их родителям и представителям так называемого скептического поколения. В дан­ном случае прогресс в деле освобождения от сексуальных прежних табу очевиден.

Однако при ближайшем знакомстве с типом прогрессивно мыслящего человека, для которого нет ничего невозможного, начиная частой сменой половых партнеров и заканчивая групповым сексом, приходишь к другим выводам. Зачастую такой человек не способен на любовь, которую он в то же время постоянно ищет и не находит. Таким образом, он никогда сам не испытывал чувства любви и не ведает, что это такое. В отношении чувств подобный человек ощущает себя опустошенным. Обладая функциональной «генитальной потенцией», он является «эмоциональным импотентом», у которого полностью блокированы чувства, имеющие отношение к любви и страстям. Каждая новая связь, на которую он в очередной раз возлагает свои надежды, его разочаровывает. Вспомогательные средства, например наркотики, которые он использует для того, чтобы заполнить невыносимый вакуум чувств, приносят лишь временное облегчение. Этот самообман неминуемо раскрывается, и тогда безжалостная реальность душевной пустоты может довести до отчаяния.

В Песне Песней Соломона есть такие слова: «Ласки твои лучше вина <.. „> Я изнемогаю от любви <.. .> Левая рука его у меня под головою, а правая ласкает меня <...> На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя <...> Души во мне не стало, когда он говорил <...> Крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, рев­ность <...> Стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, реки не зальют ее <...> Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презре­нием». В этих строках страсть выражена непосредст­венно. Здесь нет и тени пренебрежения или пуританской морали. Все чисто и непорочно, как в первый день творе­ния; перед нами великолепный образец несокрушимой, незамутненной, необезображенной любви.

Сравняться ли с такой любовью чувства Казаковы, величайшего ловеласа всех времен? В своих мемуарах он писал: «Ничему не обязан я так, как любви». Он без смущения описывал пикантные подробности своих мно­гочисленных похождений. Однако действительно ли он любил женщин, которых желал? Действительно ли ощущал он в экстазе обольщения высочайшее блажен­ство? С точки зрения современной глубинной психоло­гии Казакова — это, несомненно, сексуально одержимый, но, в принципе, неспособный на любовь человек, при­надлежащий к тому распространенному сейчас типу молодых людей, который характеризует постоянная смена половых партнеров, что, объясняется отсутствием душевных сил, необходимых для длительных отноше­ний. Элементы негативной тенденции кроются в стой­ком желании отвергать одну женщину в угоду другой. Не обнаруживается ли здесь скрытое женоненавист­ничество? Подобным же образом ведут себя и сексу­ально одержимые женщины, часто меняющие мужчин. В основе их действий также лежит неспособность любить по-настоящему.

Возникает вопрос, почему именно страстная любовь столь редко бывает счастливой не только в романах и драмах — вспомним хотя бы роковое заблуждение, погубившее Ромео и Джульетту, смерть Тристана и Изольды, — но и в жизни?


Изард К. Э. «Психология эмоций»


По традиции, психология пренебрегала изучением любви (Berschied, 1982). Предметом ее исследования было «межличностное влечение», и гипотезы формулировались в терминах отношения.

Как правило, аффективный компонент межличностного влечения оценивало при помощи биполярной шкалы симпатии (с диапазоном от «очень нравится» до «очень не нравится»), и в качестве стимульного материала использовалась фотография или видеоизображение более или менее привлекательного незнакомца. По мнению Бершид исследователь, предъявляющий в качестве стимульного материала фотографию незнакомого испытуемому человека, рискует получить данные, не учитывающие эмоциональный компонент межличностного влечения или любви. Она пришла к выводу, что исследование межличностного влечения и любви не может быть эффективным до тех пор, пока исследователь не обратит пристального внимания на эмоциональные корни этих явлений. Бершид утверждала, что исследователи межличностного влечения и любви могли бы обогатить свои исследования, приняв во внимание теорию эмоций.

Любовь существенно отличается от эмоций, рассмотренных нами в предыдущих главах. Эмоции, о которых мы говорили, — радость, печаль, гнев, страх — это базовые, дискретные эмоции. Каждая из них представляет собой отдельный феномен, включающий в себя свое уникальное переживание. Мы определили их как базовые эмоции отчасти потому, что такие эмоции, как интерес или страх, имеют собственные способы выражения, собственные специфические переживания и собственные конкретные паттерны активности нервной системы. Любовь также является фундаментальным и базовым чувством, но характеристики этой фундаментальности в отношении любви принимают иное, более комплексное звучание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.