Рефераты. Читая Монтеня

предметами. При объективном,  беспристрастном рассмотрении лю-

бого предмета рассматривающий должен полностью  избавиться  от

самого себя,  и  чем меньше останется от него,  тем ближе он к

истине. Но дело складывается по- другому,  если  исследователь

попытается поймать,  уловить человеческую личность и жизнь.  В

таком случае он оказывается в положении змеи, хватающей хвост.

"Если вы  сосредоточите  все усилия своей мысли на том,  чтобы

уловить бытие, это будет равносильно желанию удержать в приго-

рошне зачерпнутую воду;  чем больше вы будете сжимать и задер-

живать то, что текуче по своей природе, тем скорее вы потеряе-

те то, что хотели удержать и зажать в кулаке. Так как все вещи

претерпевают непрерывно одно изменение за другим,  то наш  ра-

зум, ищущий реального бытия,  оказывается обманутым; он не мо-

жет найти ничего постоянного и неизменного,  ибо  всякая  вещь

либо еще только возникает, но еще не существует, либо начинает

умирать еще до своего рождения." Единственным выходом,  на мой

взгляд, в  такой  ситуации является рассмотрение вещей относи-

тельно конкретного момента времени и конкретного пространства,

или же относительно друг друга, но в различные моменты времени

и пространства.

   "Весь мир - это вечные качели.  Все, что он в себе заключа-

ет, непрерывно качается:  земля,  скалистые горы Кавказа, еги-

петские пирамиды,  - и качается все это вместе со всем осталь-

ным. а также и само по себе.  Даже устойчивость - и она не что

иное, как ослабленное и замедленное качание. Я не в силах зак-

репить изображаемый мною предмет. Он бредет наугад и пошатыва-

ясь, хмельной  от  рождения,  ибо таким он создан природою.  Я

беру его таким,  каков он предо мной в то мгновение, когда за-

нимает меня.  И я не рисую его пребывающим в неподвижности.  Я

рисую его в движении, и не в движении от возраста к возрасту ,

но от одного дня к другому, от минуты к минуте."


        5. О ВОСПИТАНИИ


   Самого же человека Монтень рассматривает как часть природы.

   Природа, по мнению Монтеня, должна быть также наставницей и

в деле воспитания. На первое место необходимо поставить не на-

копление, аккумуляцию знаний, а развитие мышления, способности

суждения. Воспитание  оценивается  как  средство   обнаружить,

раскрыть и усовершенствовать то,  что дано природой, что зало-

жено в натуре человека.  Цель Монтеня воспитать людей  естест-

венных, честных,  трудолюбивых.  Именно  поэтому Монтеня очень

любил и часто перечитывал Л.Толстой, ценивший его мысли о сво-

бодном и  естественном  воспитании.  Воспитанник должен быть в

состоянии по своему и с разных сторон  воспроизводить  усвоен-

ное. Монтень  неоднократно  подчеркивал  также  индивидуальные

подход в деле воспитания.  "Пусть учитель спрашивает с ученика

не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его

и судит о пользе,  которую он принес,  не по показаниям памяти

своего питомца,  а  по его жизни.  И пусть,  объясняя что-либо

ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон  и  применит

ко множеству различных предметов,  чтобы проверить,  понял ли

ученик как следует и в какой мере усвоил это;  и в последова-

тельности своих разъяснений пусть он руководствуется примером

Платона. Если кто изрыгает пищу в том  самом  виде,  в  каком

поглотил ее, то это свидетельствует о неудобоваримости пищи и

о несварении желудка. Если желудок не изменил качества и фор-

мы того ,  что ему надлежало сварить,  значит, он не выполнил

своего дела.

   Пусть он  заставит ребенка пройтись перед ним и таким обра-

зом получит возможность судить о его походке, а следовательно,

и о том,  насколько ему самому нужно умерить себя, чтобы прис-

пособиться к силам ученика.  Не соблюдая здесь  соразмерности,

мы можем  испортить все дело;  уменье отыскать такое соответс-

твие и разумно его соблюдать - одна из труднейших  задач,какие

только я знаю.  Способность снизойти до влечений ребенка и ру-

ководить ими присуща лишь душе возвышенной и сильной.  Что  до

меня, то  я тверже и увереннее иду в гору,  нежели спускаюсь с

горы." Становится ясным,  почему при просвещении  современными

учителями многочисленных учеников, при преподнесении им одина-

кового урока и требовании от них одинакового  поведения  (хотя

способности каждого из них отличаются от способностей другого)

среди большого числа обучающихся находится один,  два, для ко-

торых обучение действенно,  которые извлекают пользу из подоб-

ного преподавания.  Монтень акцентирует также  и  практическую

направленность воспитания.  "Хотел бы я поглядеть, как Палюэль

или Помпей - эти превосходные танцовщики нашего времени - стали

бы обучать пируэтам, только проделывая их перед нами и не сдви-

гая нас с места.Точно так же многие наставники хотят образовать

наш ум,  не  будоража  его.  Можно ли научить управлять конем,

владеть копьем,  лютней или голосом,  не заставляя изо  дня  в

день упражняться в этом, подобно тому как некоторые хотят нау-

чить нас здравым рассуждениям и искусной  речи,  не  заставляя

упражняться ни  в  рассуждениях,  ни в речах?  А между тем при

воспитании в нас этих способностей все, что представляется на-

шим глазам,  стоит назидательной книги; проделка пажа, тупость

слуги, застольная беседа  - все это новая пища для нашего ума.

   В этом отношении особенно полезно общение с другими людьми,

а также поездки в чужие края,  не для того, разумеется, чтобы,

следуя обыкновению нашей французской знати,  привозить с собой

оттуда разного рода сведения о том,  например,  сколько  шагов

имеет в  ширину церковь Санта-Мария Ротонда,  или до чего рос-

кошны панталоны синьоры Ливии,  или,  подобно иным,  насколько

лицо Нерона на таком-то древнем изваянии длиннее и шире его же

изображения на такой-то медали, но для того, чтобы вывезти от-

туда знание  духа  этих народов и их образа жизни,  и для того

также, чтобы отточить и отшлифовать свой ум в  соприкосновении

с умами  других.  Я  бы  посоветовал посылать нашу молодежь за

границу в возможно более раннем возрасте и, чтобы одним ударом

убить двух зайцев, именно к тем из наших соседей, чья речь на-

именее близка к нашей,  так что если не приучить  к  ней  свой

язык смолоду, то потом уж никак ее не усвоить."

   Мне кажется,  что подобный подход в воспитанию  заслуживает

достаточно внимательного  изучения,  ибо не только в средневе-

ковье, но и в наши  дни  достаточно  распространена  ситуация,

когда искания ума человеческого либо вообще отсутствуют,  либо

направлены далеко не в сторону познания истинных ценностей.


      6. ОБ УЧЕНОСТИ


   Монтень выступает и против самоценности знаний, против пе-

дантов, защищающих сухое начетничество."Мои земляки перигорцы

очень метко называют таких ученых мужей "окниженные",  то есть

те, кого наука как бы оглушила,  стукнув по черепу. И действи-

тельно, чаще всего они кажутся  нам  пришибленными,  лишенными

даже самого обыкновенного здравого смысла. Возьмите крестьяни-

на или сапожника: вы видите, что они просто и не мудрствуя лу-

каво живут помаленьку, говоря только о тех вещах, которые им в

точности известны.  А наши ученые мужи,  стремясь  возвыситься

над остальными  и  щегольнуть  своими знаниями,  на самом деле

крайне поверхностными,  все время спотыкаются на своем жизнен-

ном пути  и  попадают впросак.  Они умеют красно говорить,  но

нужно, чтобы кто то другой применил их слова на деле." Мне ос-

тается только добавить здесь,  что сегодня подобные ученые му-

жи, о  которых говорит Монтень,  достаточно "адаптировались" в

жизни и "попадают впросак" ничуть не чаще, чем остальная часть

человечества. Вот что значит прогресс!

   Делая вывод  о сомнительности самоценного приобретения зна-

ний, Монтень приводит в пример Спарту,  где  общее  воспитание

считалось важнее,  чем  овладение  многочисленными конкретными

знаниями. "Многочисленные примеры,  которые являют нам  и  это

управляемое на военный лад государство, и другие подобные ему,

заставляют признать, что занятия науками скорее изнеживают ду-

ши и способствуют их размягчению, чем укрепляют и закаляют их.

Самое мощное государство на свете, какое только известно нам в

настоящее время,  это  империя турок,  народа,  воспитанного в

почтении к оружию и в презрении к наукам. Я полагаю, что и Рим

был гораздо могущественнее, пока там не распространилось обра-

зование. И в наши дни воинственные народы  являются  вместе  с

тем и  самыми дикими и невежественными.  Доказательством могут

служить также скифы, парфяне, Тамерлан. Во время нашествия го-

тов на  Грецию  ее  библиотеки  не подверглись сожжению только

благодаря тому из завоевателей, который счел за благо оставить

всю эту утварь, как он выразился, неприятелю, дабы она отвлек-

ла его от военных упражнений и склонила к мирным и оседлым за-

бавам..." Наш мир еще не идеален, и остается только надеяться,

что времена, когда укрепление души не науками, а подготовкой к

войне станет жизненно необходимым,  канули в Лету.  На  первый

взгляд может показаться, что Монтень несколько негативно отно-

сится к науке, однако это совсем не так:

       " Я люблю и почитаю науку, равно как и тех, кто ею вла-

деет. И когда наукой пользуются как должно,  это самое  благо-

родное и великое из достижений рода человеческого. Но в тех (а

таких бесчисленное множество),  для кого она главный  источник

самодовольства и уверенности в собственном значении,  чьи поз-

нания основаны лишь на хорошей памяти,  кто все черпает только

из книг,  в  тех,  осмелюсь сказать,  я ненавижу ученость даже

несколько больше,  чем полное невежество.  В нашей стране и  в

наше время  ученость может быть полезной для кармана,  но душе

она редко что-либо дает - ( насколько  актуально  для  сегод-

няшней России! - прим.С.Г.).Для слабой души она является тяже-

лым и труднопереваримым материалом, отягощает и губит ее. Души

возвышенные она еще больше очищает, просветляя и утончая их до

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.