Рефераты. Билеты по философии (БрГТУ) p> 1) непосредственность - прямое воспроизведение отражаемого объекта.

2) наглядность и предметность возникаемых образов.

3) воспроизведение объектов со стороны их внешних сторон и свойств.

Чувственное познание осуществляется в 3 формах:

1-ощущение- исходная, элементарная форма чувственного познания и даёт представление об отдельной стороне, свойстве объекта

2-восприятие - позволяет охватить целостность предметов, явлений, процессов, это синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта.

Восприятие заисит от: самих объектов, прошлого опыта, психологического состояния и здоровья человека. Оно позволяет мир как взаимодействие предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них.

3-представление - образ ранее воспринятого или созданного воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия, фиксируют характерное в предмете, могут видоизменять облик предмета за счёт воображения.

19. Логическое познание наиболее полно реализуется в мышлении - процессе обобщённого и опосредственного отражения действительности путём сознания абстракции.

Логическое познание характеризуют:

1) опора на чувственные данные

2) опосредованность (человек не контактирует с предметами, о которых мыслит)

3) обобщённость и абстрактность

4) воспроизведение объектов на уровне сущности внутренних связей и отношений

5) связь с речью, фиксация в языке.

Логическое познание осуществляется в 3 формах:

1-понятие - это обобщённый логический образ предмета. Оно лишено чувственности. Возникновение понятия - это скачок от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к сущности.

2-суждение - мысль, в которой связываются несколько понятий и отражаются отношения между различными вещами и свойствами т.е. утверждающая или отрицающая что-либо.

3-умозаключение - мысль, посредством которой на основании имеющихся суждений выводятся новые суждения.

При анализе мышления выделяют уровень развития ума, как способности к мышлению. Различают рассудок - исходный уровень мышления, способность оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум - высшая ступень рационального познания, позволяющий творчески оперировать абстракциями, исследовать и создавать их.

20. Теория познания имеет тесную взаимосвязь с диалектикой. Она основана на принципе отражения и представляет собой применение

«диалектики к процессу и развитию познания». Диалектика познания несколько шире, чем диалектическая логика, и изучает такие проблемы, как познаваемость мира, виды знания, движущие силы познавательной деятельности, практика как основа познания и критерий истины, формы истинного знания, чувственное и рациональное познание и другие.

Диалектика исследует переходы от одной системы знания к другой, более высокой.
Познание развивается в тесной связи с практикой. Познание и есть процесс получения и накопления знаний обществом. Практика имеет познавательную сторону, познание – практическую. Знание является человеческой информацией о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы минимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знание составляет необходимую предпосылку и условие осуществления практической деятельности.
Гносеологические функции практики: базисная функция, т.е. в качестве источника познания практика дает исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением; детерминирующая функция, т.е. практика является движущей силой познания, от нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение нового знания и его преобразование; критериальная функция, т.е. практика является главным критерием истины; целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, в конечном счете, что включает в себя и те варианты, при которых она выступает и непосредственной целью познания, ну а целью познания является достижение истинного знания [1, 74-78].
Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике: информативно-отражательная функция, т.е. познание перерабатывает исходные данные, полученных от практики и производит понятия, гипотезы, теории, методы; познание является средством практической деятельности; проектно-конструктивная функция, т.е. познание вырабатывает идеальные планы таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут возникнуть без науки, вне ее; регулятивная функция, т.е. познание регулирует практику, обеспечивает управление практикой, практическими действиями.
Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Их взаимоотношение содержит в себе противоречие. Стороны противоречия могут находиться в состоянии соответствия, гармонии, но могут приходить и в дисгармоничное состояние, доходящее до конфликта. Одна из сторон может отставать от развития другой, что является естественным выражением противоречия между ними; преодоление этого противоречия может вести к новому уровню их соотношения. На этом пути достигается развитие и теории, и практики.

21. Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины.

В философии существуют следующие концепции истины:

1) классическая теория истин. Истина - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.- самая древнейшая из концепций, её поддерживали Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах.

2) когерентная концепция - рассматривает истину как соответствие одних знаний другим.

3) прагматическая концепция. Истиной считается то, что полезно для человека.

4) конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает большинство.

5) экзистенциальная концепция (Хайдеггер). Истина есть свобода, это процесс, с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а сдругой - человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир.

6) неатомистическая концепция. Истина - это божье откровение.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной по содержанию и субъективной по форме сторон. Истина объективна - это значит, что содержание человеческих представлений не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества. В идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов. Точка зрения сторонников субъективно- идеалистического эмпиризма состоит в понимании истинности как соответствие мышления ощущениям субъекта или как соответствие идей стремлениям личности к достижению успеха. На каждом историческом этапе человечество располагает относительной истиной - приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины. Абсолютная истина - такое знание, которое полностью исчерпывает предмет познания и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин. Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике.

22. Сознание - высшая форма отражения действительности. Сознание с точки зрения материализма - это высшая, свойственная только человеку функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности. Мысли сознания не есть вид материи, хотя и существуют как реальные явления природы. Противопоставлять материю и сознание можно только в рамках основного вопроса философии, за его пределами это противопоставление становится относительным, так как сознание - не самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи. Между сознанием и материей существуют:

1) различия - сознание - не материя, а её свойство, возникающее на определённой ступени её развития.

2) связь с единством - психические явления и мозг тесно связаны между собой как свойства и материальный субстрат (материя - носитель сознания, без которого оно не существует). Психические образы сознания тождественны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.

В гносеологическом плане сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражения объектов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли. Идеальность сознания есть отражение действительности формы знаний, эмоций, воли, видов и способов практической деятельности человека. Идеальное характеризует сущность сознания в отношении к материи, образно говоря, это предмет, отчуждённый от самого себя. Таким образом, идеальное есть материальное, преобразованное мозгом. Материя - объективная реальность, сознание - субъективная (идеальная) реальность.

Все явления, объекты, процессы в окружающем мире постоянно взаимодействуют, вызывая друг в друге изменения, оставляя след и тем самым запечатлевают себя. Эта способность воспроизводить свойства систем при взаимодействии называется отражением. Это всеобщее свойство материи.

Формы отражения:

1) в неживой природе - простейший тип отражения - след, отпечаток.

2) в живой природе - раздражимость, чувствительность.

3) на социальном уровне - сознание - высшая форма психического отражения действительности как специфический человеческий способ бытия в мире и взаимодействие с ним.

С диалетико - материалистической точки зрения сознание возникло как функция сложно организованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Рука как орган труда учила голову думать. Логика действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления.

Источники сознания:

1) внешний предметный и духовный мир

2) социокультурная среда, общие понятия, социальные и нравственные нормы, идеалы, знания.

3) духовный мир индивида, его опыт, способность трудиться.

4) мозг человека, его физиологическое и химикобиологическое состояние.

5) космическое информационно - смысловое поле - гипотеза: мозг - космическая система, берущая энергию непосредственно со Вселенной, причём позже механизм захвата этой энергии- 2 канала связи: механический и информационный.

Реальное сознание обнаруживается при помощи речи в языках.

Физиологический механизм образования речи - условно рефлекторный. Мысль

- идеальный образ предметов и явлений, мир всегда обликается в материальную оболочку - слова или заменяющие их знаки. Мысли передаются при помощи языка, т. е. язык - средство общения и орудие мышления. Речь

- это деятельность, процесс обмена мыслями с помощью языка. Сознание не может проявиться вне общества и независимо от него, оно функция не только индивида, но и общества как социальной формы движущейся материи

23. Существуют различные историко – философские проблемы сознания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.